В ПЕДИНСТИТУТЕ – РЕВОЛЮЦИЯ

Документ Без Имени

Революционным шагом назвал случившееся вчера в челнинском пединституте мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков. Официально данное мероприятие называлось подписанием соглашения о сотрудничестве в области разработки и реализации технологии профессиональной ориентации молодежи.

Айрат Шафигуллин: «Я поддержал проект, даже глубоко не вникнув в него»

 

Критические значения

Свои посписи под соглашением поставили мэр города Ильдар Халиков, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, генеральный директор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов и ректор НГПИ Файруза Мустафина. Соглашение определяет порядок взаимодействия сторон по созданию в Набережных Челнах экспериментальной площадки для реализации проекта «Совершенствование системы профессиональной ориентации и формирование мотивации у молодежи на получение востребованных профессий». Целью данного проекта, согласно официальному пресс-релизу, является выработка технологии, которая бы формировала у школьников, учащихся ПТУ и рабочей молодежи мотивацию на выбор рабочей профессии. К слову, все стороны будут участвовать в софинансировании проекта.

Для чего нужен этот проект? А для того, чтобы хоть кто-то шел работать на завод или на стройку. Последние социсследования показывают, что 70% учащихся в городах и 50% в деревнях собираются получать высшее образование, а поступать в профучилища хотят лишь около 5%. При этом применять полученное высшее образование в сфере промышленного производства планируют всего 2,3%. До 2015 года численность граждан, вступающих в трудоспособный возраст, будет уменьшаться. В то же время перепроизводство специалистов с высшим образованием достигло критических значений. 30% безработных сегодня составляет молодежь, а четверть выпускников вузов не могут устроиться по полученной специальности.

Учителей отправили на конвейер

– К большому сожалению, прием и этого года показал, что самый большой конкурс опять на экономистов и юристов, – сказала Файруза Мустафина. – Понятно, что одними словами эту тенденцию не изменить, нужны технологии. Мы уже начали работу в рамках этого проекта. Отобрали 23 студента, которые хотят в дальнейшем работать в школе учителями, сформировали из них студенческий отряд, и они успешно работают на автомобильном заводе. Ребята своими руками собирают машины на конвейере. Позже в школах они будут вести профориентацию со знанием дела, потому что своими руками собирали машины и знают, что это такое.

– Необходимость данного проекта, думаю, очевидна всем, – заметил Александр Евдокимов. – Тем более – для нашей компании, у которой существует план развития, и с каждым годом объемы будут только нарастать. Сегодня у нас насчитывается 3600 работников, а к 2010 году мы рассчитываем довести их численность до 6 тысяч человек. Самый главный вопрос – это подготовка кадров. Этот проект нам импонирует тем, что создана целостная система взаимодействия института с производством.

 

Цель проекта – побудить молодежь выбрать рабочие профессии

 

Появилась работающая модель

– Над решением данной проблемы мы занимаемся не первый год, – подчеркнул Ильдар Халиков. – К сожалению, до недавнего времени было такое понимание, что есть высшая школа и она сама по себе должна готовить неких специалистов. А предприятия, которые тоже как бы сами по себе, должны получать готовый продукт. Важность сегодняшнего события в том, что появилась работающая модель, где нет потерянного звена. Мы ведь с вами долгие годы слышали из уст руководителей предприятий слова о том, что вузы и училища готовят неизвестно кого. А ректоры вузов и директора училищ говорили, что готовят лучших в мире специалистов, только предприятия их не берут на работу или платят им зарплату 2000 рублей. Теперь уже нельзя будет так говорить.

Очень важно, чтобы вузы точно понимали, чего ожидают от них предприятия. А производственникам нужно научиться формировать систему профессионального заказа. Сегодня требования к специалистам меняются стремительно. Шлифовщик 2007 года и шлифовщик 2008 года – это, по сути, две разные специальности. То же самое можно сказать и о гуманитариях.

И то, что сегодня предприятия сами являются инициаторами подобных проектов, – очень важно, это большой первый шаг, во многом революционный, однако он требует большого наполнения, кропотливой работы, – подытожил мэр.

– Я поддержал этот проект сразу, даже глубоко не вникнув в него, – признался Айрат Шафигуллин. – Когда мне впервые рассказали о проекте челнинского пединститута, я в принципе, даже и не удивился, потому что мы уже привыкли, что от Набережных Челнов в последнее время очень часто получаем различные предложения модельного характера. Эта модель меня обрадовала тем, что не мы, как министерство, будем насаждать, мол, делайте то или это, а люди профессионально будут проводить работу с детьми по профориентации. Я уверен, что у нас будет положительный результат.

Надежды на несбыточное

По мнению министра, чтобы восстановить то, что потеряно в профориентации за последние 15-20 лет, только показов по ТВ роликов о необходимости инженерных профессий и рабочих кадров недостаточно.

– Все-таки в детских умах еще со школьной скамьи должно закладываться мнение о том, что нужно получить ту профессию, которая востребована рынком. Наша школа по европейским меркам дает очень хорошее среднее образование, лучшее в Европе. И очень жалко, когда люди лелеют надежды на что-то несбыточное, выбирая профессии, которые сегодня не нужны, при этом выплачивая немалые деньги за обучение. Пединститут готовит учителей, которые работают с детьми. Педагоги должны знать о профориентации больше, чем кто-либо. Надеюсь, выпускники челнинского пединститута станут первыми ласточками, этот опыт будет успешным, и мы распространим его на все остальные вузы республики.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*