ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ «ТАТАР В КАЗАКИ»

Документ Без Имени

Каждый из нас предпочитает проводить отпуск по-своему. Одних тянет в горы, другие отправляются в круиз, третьим больше по душе автобусные туры по Европе. Но вряд ли хоть один из нас не совершал путешествие на автомобиле на море, или, как часто говорят в народе, на юга.

 

Без штрафа не туды и не сюды

Решились на это и наша семья. Причем, честно признаем, собирались мы долго – три года. Но в конце концов отпуск каждого из нас пришелся на июль. А значит, пора в путь. Авто, на котором нам предстояло путешествовать, представляет собой микроавтобус Volkswagen. Далеко не новый, но вполне работоспособный дизельный аппарат. Вещами мы его загрузили под самую «тыковку», ведь с нами были двое детей 7 и 14 лет. Да и соляркой запаслись впрок: кто знает, почем она на югах. Впрочем, забегая вперед замечу, что там дизтопливо подешевле – на пару-тройку рублей за литр.

 

Волга – почти море: то же бескрайнее водное пространство,
тот же прибой, та же, можно сказать, святость

 

Приключения начались у нас еще до того, как мы выехали из Татарстана. Женско-детская половина компании с удивлением восприняла момент, когда нас на повороте остановил сотрудник ГИБДД. Мужская половина скорбно поняла: без штрафа не обойтись. Дело в том, что на этом участке дороги сплошная линия разметки замазана гудроном. Конечно, большин-ству водителей это невдомек. Зато госинспектор, стоявший поблизости, прекрасно осведомлен о плохом качестве разметки. Но ему и в голову не пришло пригнать на поворот дорожных работников, чтобы обновить сплошную линию. Зачем? Ведь гораздо проще стоять здесь каждый день и тормозить чуть ли не каждого второго. Впрочем, это единственный инцидент за время путешествия, когда наши отношения с ГИБДД строились по принципу: нарушил или нет – плати. Останавливали нас еще четырежды. Один раз просто изучали документы. В другой хотели проверить ремни (детское кресло у нас было в наличии), и отпустили с миром, заявив, что у нас все «завязаны морскими узлами». Но дважды мы попались на нарушении. Сначала выехали на федеральную трассу, не включив свет – нам это простили. А затем просто не заметили, что находимся в черте города, и продолжали ехать со скоростью около 100 км. в час. Тут уж без штрафа не обошлось.

Ужин на привале

Наш маршрут к Азовскому морю пролегал через города Ростов, Волгоград, Краснодар и Темрюк. Общая протяженность от Набережных Челнов – около 2100 километров. Что интересно, на протяжении почти всего пути в лесных массивах встречаются специальные места отдыха – оборудованный навес со столом и скамьями. Одним из таких мы и воспользовались для первого ужина. Честно признаемся, это лучше, чем принимать пищу, сидя на земле.

На всем пути следования мы встречали в лесах оборудованные места отдыха

 

Второй серьезный привал мы сделали уже на берегу Волги. Не доезжая до Волгограда, нашли деревушку Караваинка, где и разместились на несколько часов. Для людей, никогда не видевших море, Волга-матушка вполне способна его заменить. То же бескрайнее водное пространство, тот же прибой, та же, можно сказать, святость.

Но как бы ни было хорошо на Волге, путь наш лежал дальше. Увы, в город-герой Волгоград мы попали поздно вечером. Знаменитый Мамаев-курган и Родину-мать увидели лишь издалека. Ехать туда не имело смысла – музей был закрыт. Кстати, тут впервые нас подвела карта автомобильных дорог России (думаю, ее берет с собой в путь любой автопутешественник). Не потому, что она плоха, просто шел ремонт ряда улиц Волгограда и выезжать на трассу нам пришлось, можно сказать, огородами.

 

 

А на юг ли едем?

Вообще, названия в России не поддаются, пожалуй, никакой логике. Чем ближе мы подъезжали к южным районам страны, тем чаще, как ни странно, нам встречались «холодные» наименования. Город Морозовск, станицы Северная и Ленинградская… И это в нескольких десятках километрах от моря! Запомнился еще один момент. Когда мы увидели речку Малый Караман, она произвела на нас впечатление своей красотой и своим размахом. Ясна наша мысль – а что из себя представляет Большой Караман. Увы, он оказался малюсеньким ручейком… Пошутили, что ли, этнографы?

 

«Сейчас бабахну!»

 

Как бы то ни было, мы медленно, но верно приближались к морю. Водитель наш не спешил (в салоне целая семья), потому на всю дорогу у нас ушло ровно двое суток. Первым по-настоящему южным городом стал для нас Темрюк. Главной достопримечательностью его является музей под открытым небом Военная горка. По большому счету увидеть все экспонаты – технику времен Великой Отечественной – может любой, даже не выходя из машины. Но каждый, кто ценит нашу историю, не проходит мимо кассы. Сам видел, как нувориши на «Мерседесе» платили по 60 рублей, чтобы попасть на территорию музея. И не зря: посмотреть тут действительно есть на что.

Следующий пункт назначения – станица Голубицкая. Это уже чисто курортный населенный пункт. Здесь буквально все пропитано духом летнего отдыха на море: везде объявления о сдаче комнат внаем, в изобилии продаются сувениры, есть даже целая улица, состоящая из кемпингов, кафе и мест развлечений. В Голубицкой имеются собственные дельфинарий, аквапарк, крокодиловая и страусовая ферма. По этой улице, кстати, ездят уникальные южные велосипедные такси.

 

Уникальное южное такси – велосипедное

 

В нескольких километрах от Голубицкой дорога выходит прямо к Азовскому морю. Неприятно удивило то, что почти все побережье арендовано предпринимателями, о чем предупреждают соответствующие таблички «Частная собственность». Съезд на авто на пляж стоит 150 рублей. Совсем дешево, если учесть, что за эти деньги можно находиться на берегу сколь угодно долго. Но пляж совсем дикий – нет ни кабинок для переодевания, ни лежаков, ни «грибков» от солнца.

Впрочем, позже мы нашли бесплатную часть побережья – возле поселка Пересыпь. Места здесь красивые, можно расположиться с комфортом. Правда, народу многовато. Особенно в выходные, когда здесь, кроме туристов, отдыхают и местные жители. Так что машины стоят чуть ли не нос к носу. А поскольку чистоту наш народ почему-то не сильно соблюдает, то почти все оставляют после себя немало куч мусора. Отдохнув немного на Азове, мы отправились на Черное море. Наш путь лежал в поселок Волна, до которого от Пересыпи ехать всего ничего. Этот поселок довольно непрезентабельный – почти весь состоит из домов и целых комплексов для сдачи внаем.

 

 

Стоило это в июне 200 рублей в сутки за человека, в июле уже 250. Иногда хозяева делают скидку, если вы снимете комнату на срок больше трех-пяти дней. А вот на сутки вряд ли вас кто пустит к себе – невыгодно это местным жителям.

Продолжив путешествие по побережью Черного моря, мы посетили Тамань. Это очень симпатичная станица, где много памятников и красивых зданий. Здесь очень цивилизованный пляж и интересный сквер имени Лермонтова. В нем есть и музей великого русского поэта, который жил здесь совсем недолго. Быт того времени показан удивительно точно, а иллюстрации к произведениям Лермонтова и его портреты органично вписываются в старинную обстановку.

 

В Тамани есть
и сквер имени Лермонтова,
и музей великого русского поэта

 

Крокодилы, дельфины и Малая земля

Самые красивые пейзажи на юге, на наш взгляд, начинаются после Анапы. На пути в поселок Большой Утриш начинается предгорье Кавказа. Выглядит оно просто потрясающе! Здесь расположен государственный заказник. Въезд в него преграждает шлагбаум, возле которого вывеска, гласящая, что попасть в Утриш можно бесплатно, но при этом за автомобиль взимается экологический сбор в размере 100 рублей. Оказалось, это только начало. Чтобы въехать в сам поселок, также необходимо заплатить. За машину с водителем – 150 рэ, за каждого пассажира – еще по полтиннику (хорошо хоть за это полагается бесплатная парковка). Но, несмотря на это, желающих попасть в поселок хоть отбавляй. Поселок Большой Утриш совсем небольшой. Главной его достопримечательностью является дельфинарий, который у нас ошибочно называют анапским. Билет туда стоит 400 рублей. Здесь также в избытке продаются сувениры, по улицам ходят местные жители с экзотическими животными – игуанами, крокодилами, медведями – и предлагают сфотографироваться с ними. Конечно, не бесплатно, а за 100-150 рублей. Зато море здесь очень чистое, правда, холодноватое.

 

Конечной целью нашего путешествия был Новороссийск, куда мы и приехали после Утриша. Здесь все пропитано событиями Великой Отечественной войны, ведь именно здесь находится та легендарная Малая земля. Сам мемориальный комплекс производит очень сильное впечатление. Да и вообще весь город – сплошное напоминание о героических событиях нашей истории. Очень много памятников, чуть ли не каждая вторая улица или проспект названы в честь защитников Малой земли…

Утришский дельфинарий
ошибочно называют анапским

 

Прожив в Новороссийске несколько дней, мы с сожалением начали собираться в обратный путь. Увы, отпуск, как всегда, оказался слишком коротким. А впереди нас ждали еще более 2000 км пути домой.

ЗДЕСЬ ЗЕМЛЯ ПРОПИТАНА БОЛЬЮ

Высадка советских войск на плацдарм у Новороссийска началась 4 февраля 1943 года. За несколько ночей сюда были переброшены две бригады морской пехоты, стрелковая бригада, истребительно-противотанковый полк и другие части общей численностью около 17 тысяч человек. На берег выгрузили сотни тонн боеприпасов и продовольствия. Позже сюда высадились еще и пять партизанских отрядов – «За Родину», «Гроза», «Норд-ост», «Новый» и «Ястребок».

По плацдарму, когда его заняли советские войска, фашисты били беспрерывно, обрушили гигантское количество снарядов и бомб, не говоря уже об автоматно-пулеметном огне. И подсчитано, что этого смертоносного металла на каждого защитника Малой земли приходилось по 1250 килограммов.

Советские солдаты удерживали плацдарм 225 дней. Отсюда началось решительное наступление, которое закончилось тем, что немцы были выбиты из Новороссийска и Тамани.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*