На этой неделе отмечался Международный день грамотности. Ни для кого не секрет, что в последние годы русский язык, мягко говоря, изменился. Свой «вклад» внесли западная культура, компьютеризация, также усиливается присутствие в языке сленга и жаргона. Каким еще угрозам подвержен сегодня русский язык? Вот что думают по этому поводу опрошенные нами специалисты.
Иван Мартынычев, доктор философских наук, поэт (Альметьевск):
– Мы живем в не самое приятное время для развития русского языка. В бывших республиках СССР, ставших самостоятельными государствами, русский язык стал неродным, негосударственным, поэтому преподавание русского в их школах оставляет желать лучшего. А ведь великий киргизский писатель Чингиз Айтматов создал свои основные произведения именно на русском языке.
В России тоже не все гладко. Правда, я не вижу ничего плохого в том, что в наш язык приходят, к примеру, иностранные слова. Как сегодня обойтись без слова «Интернет»? Но беспокоит снижение уровня преподавания, подготовки учителей русского языка и литературы. В наших селах речь заполняется русским матом, его употребляют через каждые пять слов! А все потому, что сократилась культурная работа, в том числе и библиотек. Конечно, то, как говорят городские ребята, тоже режет ухо, но их устный язык не находится в таком печальном состоянии, как речь деревенских. Нужно повышать авторитет преподавателей русского языка, оказывать поддержку молодым поэтам и писателям и непременно спасать от культурной деградации деревню.
Светлана Жильцова, диктор Центрального телевидения СССР в 60-80-х годах (Москва):
– Сегодня нужно бить тревогу. У русского языка интонация музыкальная, но в тех же теленовостях чувствуется уже какая-то вопросительная интонация, и теряется не только музыкальность, но и логика. Я уже не говорю об оскудении словарного запаса. Все решается небольшим количеством слов, никто не следит за ударением.
Конечно, изменения в языке допустимы, например, в связи с развитием техники, Интернета и т.д. Но все-таки надо помнить язык, на котором говорили раньше актеры театров, и необходимо сделать так, чтобы к сохранению русского языка относились серьезно все службы. У нас на телевидении была женщина, которая следила за тем, как мы говорим не только в эфире, но и в жизни, и всегда вывешивались списки тех, кто и как неправильно сказал, и за это было ужасно стыдно! Возмущались и зрители: «Как вы можете не соблюдать чистоту произношения русского языка!» И сейчас учителям в школе надо почаще говорить ученикам: «Это неверная интонация! Так не говорят!». Дело не в прогрессе, а в безразличии людей к тому, как говорят, и в пренебрежении к русскому языку!
Валерий Сонькин, преподаватель русского языка и литературы (Елабуга):
– Вся угроза заключается в специфике школьного образования. Учебники-то по языку хорошие, но все зависит от учителя. А наш учитель вообще потерял вкус к русскому языку, и для этого есть несколько причин. Во-первых, это некачественная филологическая подготовка в вузе, во-вторых, материальные сложности, из-за которых он не может соприкоснуться с хорошими образцами русского языка, то есть со словарями, хорошими лингвистическими работами и т. д. Учитель не видит перспективы: что он будет делать дальше с русским языком. Раз его нет, возникает патовая ситуация.
Посмотрите, нигде нет рекламных роликов, пропагандирующих классическую литературу и прививающих хороший вкус! Вообще наша страна выброшена из культурного пространства. Слушаешь ведущих, и сплошь ошибки: «звОнит» вместо «звонИт», и так далее. Это просто уже бич какой-то! А кроме того, в багаже наших граждан накопилось много слов-паразитов, таких, как «короче», «типа» и так далее.
Лексика школьников и студентов формируется во многом под воздействием СМИ. А лексические ошибки на елабужском телевидении сплошь и рядом! Как я заметил, на челнинском их гораздо меньше. И, конечно же, патовая ситуация в стране с чтением. Если его нет в стране, то нет и вкуса к языку. Посмотрите на Финляндию, на каждом шагу рекламируются книги, произведения искусства. Это самый хороший пример для всех нас.
Нина Аникина, кандидат филологических наук (Набережные Челны):
– Страшная угроза существовала три-четыре года назад, но пик искажений языка, его загрязненности, по-моему, прошел. Общество стабилизируется, а вместе с ним и язык. Это закономерно, поскольку все негативные изменения в языке связаны с негативными явлениями в обществе, и так было всегда. Хорошими словами негатив не выскажешь! Все в русском языке будет нормально, если мы эту хорошую тенденцию к стабилизации будем закреплять.
Для этого нужно и руководителям разговаривать с народом на хорошем языке. А во что превратилось радио «Маяк»? В эфире ни мыслей, ни чувств, ни языка! Слушать невозможно, и с этим тоже надо бороться, поскольку станцию, с которой слышится много ненормированной речи, слушает в основном молодежь! Ну как можно говорить ведущей: «Он читал стихи Евтушенко офигенно!» или «У нее была офигенная коса!» К тому же она употребила за несколько минут слово «офигенно» три раза! Поэтому именно СМИ должны начать борьбу за чистоту языка, но для начала их самих надо почистить!