«ДЕДУШКА ВСЕХ КАМАЗОВ» ВСЁ ЕЩЕ В СТРОЮ

В среду, 16 февраля, «КАМАЗ» отметил очередную годовщину выпуска грузовых автомобилей – 35-ю. Именно в этот день 1976 года, спустя шесть лет и два месяца после официального начала строительства «КАМАЗа», с единственной тогда нитки главного сборочного конвейера автомобильного завода сошли первые грузовики ныне всемирно известной марки.
 

Создатели первой модели 5320 выкупили автомобиль с номером 0000001
после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкортостана
 

Ты не один, №1!

Они сразу же были отправлены в Москву для представления делегатам очередного съезда КПСС. Создатели первой модели 5320 выкупили автомобиль с номером 0000001 после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкортостана. И теперь «дедушка всех КАМАЗов» хранится как музейный экспонат в НТЦ, выезжая на службу только в дни своего юбилея или других торжественных случаях.

Приводимый в движение 210-сильным дизельным двигателем, он брал на свои плечи груз до восьми тонн. Для страны, чей парк грузовиков собственного производства состоял в основном из моделей малого и среднего класса, это был колоссальный технический и экономический прорыв. В истории зафиксирован такой факт: через пять лет, когда КАМАЗы составили 25% от общего количества грузовиков, они перевезли две трети урожая года.

До конца 1976 года были собраны 5000 автомобилей четырёх моделей, и на некоторых из них имелся… всё тот же первый номер. Дело в том, что многие водители, приезжая в Набережные Челны за своей долгожданной новой машиной, просили нарисовать на ней запомнившиеся им со страниц газет и экранов телевизоров шесть нулей с единицей. Первый трафарет нежадных до добра маляров автозавода был при деле до конца того года.

На втором полном календарном году массового производст-ва «КАМАЗ» стал рентабельным предприятием. А годом ранее завод начал экспортировать свои автомобили за рубеж. Первую партию экспортных большегрузов получила Польша.

К моменту пуска второй очереди «КАМАЗа» в конце 1981 года производство освоило восемь основных моделей. Среди них были, например, седельный тягач КАМАЗ-5410, самосвал КАМАЗ-5511 и первый полноприводник марки КАМАЗ-4310. Суммарный парк камских большегрузов в мире вырос за эти пять лет до 250 тысяч.

 

«Генералы» с безупречной репутацией

Начальные 11 лет истории «КАМАЗа» принято называть «эпохой Льва Васильева» – в честь первого генерального директора, Героя Соцтруда, персонального пенсионера России. Первому «генералу» «КАМАЗа», ныне пенсионеру всероссийского значения, 7 февраля исполнилось 86 лет. Наряду с ним камазовцы всегда назовут и другое имя – Фикрята Табеева, тогдашнего первого секретаря обкома КПСС, «выбившего» для республики в высших органах власти решение о размещении «КАМАЗа» в Набережных Челнах. А «отцами строительства» на автогиганте и в городе стали первый секретарь горкома Раис Беляев и начальник «Камгэсэнергостроя» Евгений Батенчук.

О безупречной репутации в обществе, высокой порядочности и требовательности этих людей к самим себе говорит, например, такой малоизвестный факт. Раис Киямович был абсолютным трезвенником, но об этом знали только несколько человек, обслуживающих мероприятия в городе. Однажды бутылку с питьевой водой, внешне ничем не отличавшуюся от своих «горячительных» собратьев, но предназначенную только для Беляева, по ошибке поставили не на то место, где обычно сидел глава города. Организаторы поняли это слишком поздно, когда мероприятие уже началось. И официанту горкома пришлось продемонстрировать всю свою ловкость рук, чтобы отыскать «трезвенническую» посудину и незаметно заменить её другой. Участники торжества и сам Раис Киямович ничего не заподозрили. «Главная тайна» Набережных Челнов ещё долго оставалась таковой. Автору этих строк, например, поведал о ней в 2003 году тот самый «фокусник», ветеран ресторанного сервиса.

 

«Мустанги» используются
в национальных армиях десятков стран мира
 

Более 1500 моделей

В 1981–87 годах, при втором гендиректоре Василии Фаустове, производство и творческая мысль на «КАМАЗе» шагали семимильными шагами. Каждый год разрабатывались, создавались и осваивались новые модели. Родились три основных родоначальника семейства военных автомобилей «Мустанг», принятые сегодня на вооружение Минобороны РФ. Это КАМАЗы с условным обозначением 4350, 5350 и 6350 – полноприводные внедорожники усиленной конструкции, соответственно, с двумя, тремя и четырьмя осями. Они используются в национальных армиях десятков стран мира. Особенно популярны они в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В Вооружённых Силах России на военные шасси КАМАЗ устанавливается более 100 видов вооружений и оснастки. Конструкторы компании формируют уже следующее поколение армейских машин.

Многие передовые и прорывные идеи камазовских конструкторов тех лет не могли быть реализованы тогда в металле из-за отсутствия в стране надлежащих технических возможностей. Некоторые модели оказались под запретом по политическим причинам, «волевым» распоряжением союзного центра. Рывок произошёл уже в начале нового столетия. Всего же за 35 лет три поколения конструкторов «КАМАЗа» под руководством Владимира Баруна, Рамиля Азаматова и Даниса Валеева разработали более 1500 моделей, модификаций и различных комплектаций.

 

Пешком… на работу

Третий гендиректор Николай Бех возглавил предприятие, когда оно готовилось выпустить свой миллионный автомобиль. Это произошло в 1988 году, который знаменателен ещё и наивысшими объёмами производства (почти 128 тысяч), и официальным признанием того факта, что за 12 лет работы предприятие полностью окупило средства, затраченные на своё создание. В последнем десятилетии века «КАМАЗ» одним из первых среди крупных госпредприятий в стране начал крутой разворот в сторону рыночной организации своей экономики, официальным актом которого стало создание акционерного общества в 1990 году. В апреле 1993 года случился пожар на заводе двигателей, полностью уничтоживший это производство «КАМАЗа». Выпуск 1,5-миллионного автомобиля в августе того же года не отмечался. По всей стране отмеривал свои шаги глубочайший экономический, политический и нравственно-психологический кризис…

В 1997 году к управлению предприятием пришла команда под руководством Ивана Костина. В конце года пришлось остановить производство на долгие девять месяцев. «Камикадзе», как называли тогда антикризисных менеджеров, спасли «КАМАЗу» жизнь, сохранили «костяк» – в экономическом, техническом и кадровом смысле. А производственные объекты и оборудование уберегли сами камазовцы. Зарплату им не платили, заводы и цеха зимой не отапливались, трамваи и автобусы в сторону камазовской промплощадки перестали ходить, но работники всё равно приходили на свои места – пешком, чтобы провести очередное техобслуживание оборудования и уборку производственных участков.

Новые мускулы «КАМАЗа» начали расти в 2002 году. Основными заслугами команды, сформированной гендиректором Сергеем Когогиным за первые годы работы, стали полная реструктуризация многомиллиардной задолженности компании, завершение весьма затяжного процесса обновления мощностей, упорядочение рынка сбыта, реформирование работы фирменной дилерской и сервисной сети, введение лизинговых схем реализации автомобилей «от производителя», образцовая организация сотрудничества с госорганами России стран-импортёров.

«КАМАЗ» стал лидером технического и технологического прогресса в грузовом автомобилестроении России. В Набережные Челны пришли современные технологии ведущих мировых производителей, с которыми созданы совместные предприятия на производственной базе «КАМАЗа». В 2008 году в состав Совета директоров ОАО «КАМАЗ» вошёл германский концерн Daimler AG, ведущий мировой производитель грузовых автомобилей, который стал стратегическим партнёром российской компании.

 

Практичный хай-тек

Сегодняшние КАМАЗы в корне отличаются от тех первых, которые сходили с конвейера в 70-х годах. Они совершеннее, качественнее, мощнее и надёжнее. Конструкторы компании уже разрабатывают автомобили будущего, которые будут обладать принципиально иными техническими характеристиками и потребительскими качествами. Хотя наверняка останутся узнаваемыми внешне. Во всяком случае, именно это и предусматривает работа по новой кабине с одной из корейских фирм, предложивших «КАМАЗу» наиболее оптимальные решения. Неслучайно применительно к грузовикам, выпуск которых должен начаться в 2014 году, в лексиконе конструкторов «КАМАЗа» появился новый термин – «практичный хай-тек». Разум и руки камазовцев продолжают ковать приобретённую 35 лет назад судьбу – людей и автомобилей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*