Хочешь работать, мигрант, – заплати

22В этом году Татарстан собирается дать работу более чем 23 тысячам трудовых мигрантов.
И каждый из них прежде должен заплатить по 3 тысячи рублей за право быть нанятым. Без успешно пройденного тестирование на знание русского языка (который проводится не бесплатно) ни один гастарбайтер не может рассчитывать на заработок в России. Естественно, легальный.

Хамство не имеет национальности

По квоте Татарстану в этом году разрешено привлечь 23,4 тысячи гастарбайтеров. К слову, по последним данным, безработных сейчас – более 22,5 тысячи жителей республики при 30 тысячах вакансий. Заработок у местных жителей трудовые мигранты отнимать не собираются: их займут в тех сферах, где татарстанцы ни при каких условиях не хотят работать – в строительстве, жилищно-коммунальной сфере и транспорте. Это явственно показал последний «деловой понедельник» в исполкоме Казани, на котором обсуждалась нехватка водителей общественного транспорта. По словам председателя комитета по транспорту Айдара Абдулхакова, в прошлом году ни один безработный казанец не изъявил желания сесть за баранку автобуса за зарплату в среднем 29 тысяч рублей (на деле же почти в два раза меньше).

– Мы также пригласили на постоянную работу 126 демобилизованных из армии, но предложение никто не принял, – сокрушается Айдар Абдулхаков.

Кроме того, руководители предприятий казанского общественного транспорта в поисках квалифицированных кадров регулярно объезжают города и села Татарстана, Марий Эл, Чувашии и Ульяновской области, сообщает пресс-служба мэрии столицы. Однако водителей из этих регионов больше прельщает заработок в Самаре, где им предлагается в среднем 42 тысячи в месяц.

Ну и поскольку деваться некуда, скорее всего, водительский коллектив общественного транспорта Казани, который и так на 30% состоит из мигрантов, пополнят еще полтысячи выходцев из ближнего зарубежья.
Мэр Казани Ильсур Метшин, кстати, заметил, что нарекания к иностранным водителям общественно транспорта, конечно, есть, но «хамство и лихачество не имеет национальности».

– Мы должны быть толерантными к нашим бывшим соотечественникам, во-вторых, четко знать статистику. Иначе, если попадает в ДТП водитель автобуса Иванов или Тухватуллин, никто ничего не скажет, а если мигрант – поднимется волна возмущения. Качество трудовых ресурсов важно, но всех одной краской мазать нельзя, – отметил он.

По словам Ильсура Метшина, директора предприятий, напротив, часто отмечают, что иностранные водители самые дисциплинированные, их «не увидишь с похмелья утром на медицинском контроле».

Без бумажки гастарбайтер – букашка

Большая часть легальных мигрантов приходится на Казань – более 13 тысяч из 19617. В Набережных Челнах, по данным УФМС по городу, разрешение на работу получили 605 иностранных граждан. Больше всего в Татарстан приехало узбеков (около 10 тысяч человек), азербайджанцев (2,3 тысячи), киргизов, северокорейцев и китайцев (около тысячи).

Вопрос если не качества иностранных кадров, то, по крайней мере, того, насколько они в состоянии изъясняться на языке страны, где собираются работать, должен решиться с помощью обязательного тестирования на владение русским языком для иностранцев, желающих работать в сфере ЖКХ, торговли и быта. Без документа об успешно пройденном экзамене на знание языка на базовом уровне мигрантов запрещено принимать на работу.

Центров, проводящих тестирование мигрантов, в Татарстане всего четыре – два в Казани при КНИТУ-КАИ и КФУ, институте экономики, управления и права и один – в Набережных Челнах при филиале Казанского университета.

Экзамен этот, вопреки надеждам федеральной миграционной службы, все-таки платный. За него гастарбайтер должен выложить 3 тысячи рублей. Если тестирование будет провалено, за пересдачу нужно будет отдать столько же. Для подстраховки и в случае провала первого тестирования мигрантам предлагается пройти краткосрочные курсы, в зависимости от продолжительности они стоят до 10 тысяч рублей. Сразу же возникает вопрос: много ли мигрантов обречет себя на такие траты?

Начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС РФ по РТ Владимир Сурчилов заверил «Новую неделю», что «введение обязательных экзаменов не создает возможности для развития коррупции в миграционной службе».

– Копия сертификата о владении русским языком приобщается в учетное дело мигранта, и правомерность выдачи разрешения на работу можно проверить, – сказал он.

Ну ладно, если так…

Также, по его мнению, тестирование должно стать легкой прогулкой для мигрантов из стран СНГ. Они, как правило, сносно изъясняются на русском. Сложно будет тем, кто закончил школу после распада СССР, считает Владимир Сурчилов.

С тестом справится и шестиклассник

В набережночелнинском Центре тестирования по русскому языку для иностранных граждан первый экзамен пройдет в ближайший четверг. По словам директора Института дистанционного обучения и международных программ филиала КФУ в Челнах (при котором открыт Центр) Айрата Загидуллина, на тестирование записалось около десятка мигрантов из Средней Азии. Помимо этого, в институте проходят курс обучения русскому языку для последующего поступления в вуз четверо нигерийцев и трое пакистанцев, пожелавших получить инженерное образование в Набережных Челнах.

Экзамены для будущих работников из-за границы будут проводиться ежемесячно, и Айрат Загидуллин ожидает наплыва мигрантов в последующие месяцы.

– Центров тестирования в Татарстане всего четыре, а поскольку стоимость экзамена во всех регионах России одинаковая и нет никакой разницы: сдавать его в Казани или в Набережных Челнах, мы ожидаем, что ежемесячно будем тестировать по 200 мигрантов, – сказал он.

По его словам, для того, чтобы успешно пройти испытания по русскому языку, достаточно обладать знаниями на уровне шестого класса. Задания разработаны Российским университетом дружбы народов и достаточно просты: лексикона в 700-800 слов хватит, чтобы не завалиться, необходимо также знать основы синтаксиса и уметь на разговорно-бытовом уровне описать простейшие жизненные ситуации.

– Введение обязательного тестирования – положительный момент, – считает директор института. – Во-первых, потому что будет меньше конфликтов между иностранцами, приехавшими к нам работать, и коренными жителями из-за недопонимания. Во-вторых, если работать, не имея хотя бы элементарных навыков общения на русском языке, можно натворить все, что угодно. К тому же к гастарбайтерам у нас в обществе сложилось не очень положительное отношение, и если они смогут частично адаптироваться к нашим культурным и социальным традициям – а без знания языка это невозможно, – может быть, мы станем более лояльны к мигрантам.

Добавим, что с 2015 года для трудовых мигрантов собираются еще ввести и экзамены по истории России и законодательству страны.

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. а я против нашествия мигрантов. посмотрите что в москве твориться: там же от них уже проходу нет, нашу культуру они отвергают, говорить на нашем языке не хотят. мне кажется это только усугубит противостояние местного населения с приезжими. а там небось и до первой крови недалеко.

  2. зря ты так татарин. мигранты становятся агрессивными, когда их много и когда на них начинают смотреть как на нелюдей. если наши влатси проявят благоразумие в политике привлечения трудовой силы, то ничего страшного не произойдет.

  3. Сомневаюсь,хватит ли терпения у гастарбайтеров проходить все эти фомальности, пусть в некоторых моментах положительные, но все же….Желание работать и в России должно быть больщущим, чтобы захотеть пройти всю череду этих процедур.А тут еще экзамен по истории,праву, мне кажется, это лишним.Развернутся и уйдут…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*