За последние два года гостиничный бизнес Татарстана пережил масштабный спад, и вопреки мнению многочисленных экспертов, стабилизация спроса и предложения в ближайшее время не прогнозируется. Попробуем разобраться в первопричинах кризиса, оценить реальное положение дел и возможные пути решения.
Системный кризис, сложившийся в гостиничной сфере Республики Татарстан, в последние годы усугубляется общеэкономическим спадом и снижением потока постояльцев. В первом квартале текущего года процент наполняемости отелей и гостиниц не превышал 45%, хотя в аналогичный период прошлого года был несколько выше и составлял 55%. Это ставит на грань выживания ряд предприятий гостиничной сферы и особенно остро сказывается на отелях, не входящих в крупные сетевые объединения.
Истоки кризиса
Сегодняшнее состояние дел обусловлено проведением крупномасштабных мероприятий в городе с достаточно ограниченной туристической активностью. В частности, ещё для проведения Летней Универсиады 2013 года была по факту создана мощнейшая инфраструктура, загрузить которую в обычных условиях невозможно. И попытки её использования путём проведения большого количества менее масштабных спортивных соревнований, саммитов, брифингов вроде KazanSummit 2016 исправить ситуацию не могут.
Не лучшим образом на количество приезжающих, в том числе и туристов, сказывается устаревшая транспортная инфраструктура, в частности очередной перенос сроков окончания строительства скоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань». Аналогично обстоят дела и с авиаперевозками, поскольку существующая сложная логистика, при которой большинство внутрироссийских рейсов возможно только с пересадкой в Москве.
Таким образом, наблюдается превалирование предложения над спросом, на фоне которого крупные гостиничные сети продолжают увеличивать долю своего присутствия. Так, в конце 2015 года был открыт DoubleTree by Hilton Kazan City Center. При этом директор по продажам и маркетингу Альфия Миннизянова не смогла чётко обозначить предполагаемый срок окупаемости проекта.
Несмотря на все предпосылки, ряд экспертов ещё в начале года прогнозировали отсутствие спада и достаточно ощутимый рост посещаемости во второй половине 2016 года. Так, управляющий «ИБИС» Рустем Шамсутдинов называл Казань перспективным направлением развития гостиничного бизнеса.
Сложившаяся ситуация характерна не только для Казани, но и в целом для всей Республики. Так, процент заполнения гостиниц Набережных Челнов упал ещё больше – на 10-15%.
Реальное положение дел
Как показала практика, планы по загрузке мощной гостиничной инфраструктуры не оправдались. Свои корректировки в этот процесс внёс и общий экономический спад, в результате которого многие компании существенно урезали командировочные расходы. Это повлияло, прежде всего, на изменение структуры затрат и распределение загрузки по категориям номеров.
Наибольший спад наблюдается в гостиницах средней ценовой группы, поскольку основная часть постояльцев в новых экономических условиях вынуждена рациональнее подходить к организации поездок и отдавать предпочтение номерам категории «эконом». В то же время ситуация в премиальном сегменте не только не изменилась, но и показывает незначительную положительную динамику, которая, однако, переломить общую тенденцию не может.
Существенно сократилось и среднее время проживания: с 2,23 до 2 суток.
Наглядным показателем также является мониторинг рынка деловой недвижимости, на котором за последний год зафиксировано большое количество предложений о продаже отелей.
Не лучшим образом обстоит ситуация и с качеством оказания услуг — так, 37% гостиниц и отелей не соответствуют заявленной категории и количеству звёзд. По мнению председателя комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Евгении Лодвиговой, ситуацию может исправить только внедрение унифицированной классификации, которая стала обязательной со вступлением в силу Федерального закона №108. Однако с того момента прошёл почти год, а ситуация остаётся практически неизменной.
Пути преодоления кризиса
Наиболее простым и эффективным решением в сложившейся ситуации было бы изменение ценовой политики, которая позволила бы частично снизить нагрузку на эконом сектор и перенаправить её в среднюю ценовую категорию, однако этого пока не наблюдается.
Ситуация в гостиничной сфере Казани несколько лучше, чем по региону в целом, поскольку присутствует стабильный туристический поток, позволяющий городу занимать четвёртую позицию в рейтинге посещаемости после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Для остальных городов наибольшую загрузку дают деловые поездки, интенсивность которых в условиях общеэкономического кризиса существенно снижена.
По мнению Евгении Лодвиговой, в сложившейся ситуации необходимо подстраиваться под запросы рынка, так как при всех трудностях и низкой загрузке номерного фонда имеет место парадоксальная ситуация дефицита отелей категории две и пять звёзд.
Большие надежды возлагались отельерами на внутренний туризм в летний сезон, что было обусловлено запретом поездок по таким популярным направлениям как Турция и Египет, приведшим к перегруженности туристической инфраструктуры юга России. Однако, как показали результаты июня 2016 года, эти ожидания не оправдались и не имеют перспектив ввиду налаживания дипломатических отношений с Турцией и отменой запрета на продажу путёвок. Негативное влияние оказывает и отсутствие Республики Татарстан в федеральной целевой программе развития внутреннего туризма.
Существенным ресурсом для роста популярности данного направления в туристической сфере является активная работа малого и среднего бизнеса по обеспечению комфортной среды для посещения Казани. Виду сложившейся в стране экономической ситуации и необходимости доступного кредитования, развитие этой сферы идет значительно медленнее запланированного, но именно это и позволит обеспечить некоторую стабилизацию в системе гостиничного бизнеса.
Таким образом, в ближайшие 1,5-2 года кардинального изменения ситуации не прогнозируется, что обусловлено инертностью бизнеса, недостаточными темпами развития сферы обслуживания и логистики, а также чрезмерным ростом несогласованного со спросом предложения в гостиничной сфере. Однако повышение интереса к внутреннему туризму и поэтапное решение изложенных задач позволяет с уверенностью говорить о замедлении спада и постепенной стабилизации этого сектора экономики.