…а некоторые предприятия, быть может, «откачают» на берегу». На такую судьбу, по мнению доктора экономических наук, профессора МГУ Кайсына Хубиева, обрекла себя Россия, торжественно вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012-го. Несколько дней назад Кайсын Азретович посетил филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) и за чашкой чая доверительно сообщил «Неделе», что к «всемирному потопу» нужно особенно тщательно готовиться «КАМАЗу». Как предполагает опытный экономист, у автогиганта в условиях ВТО появилось два пути: быть «затопленным» или «затоптанным»…
Нам бы проблемы Америки!
– Кайсын Азретович, вы приезжаете в Набережные Челны не впервые. Хотелось бы услышать мнение стороннего наблюдателя: город меняется?
– Я вижу, что здесь процветают торговля, банки, а еще – разрушаются дороги и дома…
– На днях один из российских каналов показал сюжет об американском Детройте, бывшем когда-то крупным автопромышленным центром. Сейчас он пришел в упадок, многие его заводы закрылись, а население разъехалось. На ваш взгляд, что нужно сделать Набережным Челнам, чтобы не повторить печальный опыт Детройта?
– Вы знаете, Америке это не так трудно пережить, как нам. Потому что в США более мобильная рабочая сила. В то время, когда «загибается» Детройт, процветает Кремниевая долина. Нам бы их проблемы! Они забрасывают, допустим, область старого машиностроения – зато открывают новые отрасли. Одним словом, имеется потенциал внутренней миграции рабочей силы. А положение России значительно хуже, потому что у нас за последние 20 лет не возникло ни одной новой отрасли!
– Были попытки начать производство компьютеров…
– Да, что-то мы начинали, но при этом все комплектующие продолжаем завозить из-за рубежа. Недавно я был в Узбекистане. Там ездят на машинах, произведенных на базе Daewoo Matiz. Узбеки с нуля создали свою автомобильную промышленность! А мы за это время не можем похвастаться ни одной новой отраслью. Погубили многое, но при этом ничего не создали.
А что касается «КАМАЗа»… Автомобили будут нужны всегда: информацию можно «перегонять» через Интернет, но грузы без машин – нет. Вопрос в другом: как камазовские грузовики будут конкурировать с автомобилями, произведенными в Швеции, Корее, Китае…
На «КАМАЗе» я не встречался с директором, но слышал, что он проявляет оптимизм, связанный с военным заказом. Да, государственная поддержка – это замечательно, но ведь это не конкурентное преимущество! Ну, поддержит государство завод год, второй, третий, а дальше что? Сергей Когогин говорит, что ведутся переговоры с Индией. Может быть, индийцы и купят грузовики, но вопрос: в чем вы превзойдете своих конкурентов – открыт. Еще в свой первый визит сюда во второй половине 90-х годов я говорил, что молиться на одно предприятие не следует, надо диверсифицировать экономику, надо создавать, может быть, не такие крупные гиганты, а сети более мелких предприятий.
«КАМАЗ» будет растоптан!
– Полгода назад Россия вступила в ВТО. На ваш взгляд, для страны это благо или зло? Кто от такого шага выиграет, а кто проиграет?
– Начну ответ с шутки Виктора Черномырдина: «Мы обычно уж если начнем куда-то вступать, так обязательно куда-нибудь и наступим!» Вступление в ВТО – это усиление международного соперничества и втягивание экономики России в международную конкуренцию. От нас потребуют снять таможенные пошлины и довести цены на энергоресурсы до европейского уровня. И в таких условиях мы должны будем с ними конкурировать. Я считаю, что страна вступила в ВТО абсолютно не готовой к этому.
– Вот как можно 20 лет готовиться к такому важному для страны шагу и при этом все-таки не подготовиться?
– За последние 20 лет у нас так и не произошло модернизации, и в итоге Россия вступает в ВТО ослабленной. У нас в настоящее время нет никаких конкурентных преимуществ, за исключением небольших островков благополучия в экономике.
– А какие отрасли в стране можно назвать конкурентоспособными в условиях ВТО?
– Насколько мне известно, область космических технологий, медицинской техники, газового оборудования и кое-какие направления в нефтехимии. Но в целом, – немного чего.
Главное – что наше машиностроение к ВТО не готово. Да, пока «КАМАЗ», как уже было сказано, имеет военные заказы. Но, если его поставить в условия конкуренции на мировом уровне, он будет растоптан зарубежными автопроизводителями! Вступление в ВТО ударит, прежде всего, по моногородам, потому что в них производятся крупные промышленные образцы. А в этой части конкуренция со стороны транснациональных компаний такова, что… (Вздыхает).
Поэтому я уверен, что эти 20 лет «подготовки» – потерянные для страны. В СССР столько всего создали в первую «пятилетку» – и для контраста вспомните эту «двадцатилетку». Да, мы стали жить лучше: появились мобильные телефоны, ноутбуки и прочее, но… Все это создано не нами. Российская технология, к сожалению, не позволяет извлечь какие-то выгоды из международной конкуренции.
Поэтому мое мнение таково: в воду ВТО, как слепых кутят, кинут все российские предприятия. Кто выплывет – тот выживет, кто не выдержит конкуренции – тот утонет. Так вот, я вам скажу, что, к сожалению, утонут больше, чем выживут. Ну, может быть, кого-то «откачают» на берегу. Россия, как уже было сказано, вступила в ВТО неподготовленной и ослабленной. Теперь остается ждать результатов…
Одной рукой даёт, другой отнимает
– Кайсын Азретович, в начале беседы вы уже упомянули о необходимости развития малого и среднего бизнеса. В Набережных Челнах этот процесс начался. Но с нового года стало известно, что индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог 17%. Получается, одной рукой государство дает, а другой – отнимает…
– Это, конечно же, неразумное государственное решение. Тем паче, что власти ввели этот налог, когда малое и среднее предпринимательство и так количественно сокращается. Как следствие – поднялась целая волна протестов. Не знаю, как следует поступать в данной ситуации, но видел, как это делается за рубежом.
Ведь что такое малый и средний бизнес? Это когда люди обслуживают друг друга. К примеру, в небольших городах Германии есть много маленьких кафе, куда из округи стекаются пенсионеры: там выпивают, обедают, а такой же, как они, пенсионер, содержит это заведение. То есть немцы системой взаимного обслуживания повышают занятость в целом по стране.
А у нас… Я искренне надеюсь, что это действительно неразумное решение в ближайшее время все-таки отменят…
P. S. За помощь в организации интервью редакция газеты «Новая неделя. Итоги» выражает благодарность руководству экономического факультета филиала Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) в Набережных Челнах.
(Когда россиянам ждать следующего кризиса? Как искоренить всепобеждающую коррупцию в стране и привлечь в Россию иностранный капитал – об этом и многом другом читайте во второй части интервью с Кайсыном Хубиевым в следующем номере «Новой недели»).
Юлия ПОДЫНИГЛАЗОВА,
Татьяна ГИМАТДИНОВА.
.
20.03.2013 в 21:46
интересно в таком случае, на что надеется Когогин? ваш Хубиев прав: на одинх госзаказах долго не продержишься! может, они разработали какой-то супертехнологичный и при этом дешевый грузовик, только держат его в загашниках? 🙂
23.03.2013 в 21:10
Да-да логист, именно так: даже если наши и изобритут супердешевый КАМАЗ, то всеравно накрутят лишка на него и распилят потом!))
24.03.2013 в 15:40
После неоднократных лажовых запусков наших ракетоносителей и наводнения Тихого океана спутниками, что-то не очень верится в конкурентоспособность нашей космической отрасли.