«В пучине ВТО утонут больше, чем выживут…»

13…а некоторые предприятия, быть может, «откачают» на берегу». На такую судьбу, по мнению доктора экономических наук, профессора МГУ Кайсына Хубиева, обрекла себя Россия, торжественно вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012-го. Несколько дней назад Кайсын Азретович посетил филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) и за чашкой чая доверительно сообщил «Неделе», что к «всемирному потопу» нужно особенно тщательно готовиться «КАМАЗу». Как предполагает опытный экономист, у автогиганта в условиях ВТО появилось два пути: быть «затопленным» или «затоптанным»…

Нам бы проблемы Америки!

– Кайсын Азретович, вы приезжаете в Набережные Челны не впервые. Хотелось бы услышать мнение стороннего наблюдателя: город меняется?

– Я вижу, что здесь процветают торговля, банки, а еще – разрушаются дороги и дома…

– На днях один из российских каналов показал сюжет об американском Детройте, бывшем когда-то крупным автопромышленным центром. Сейчас он пришел в упадок, многие его заводы закрылись, а население разъехалось. На ваш взгляд, что нужно сделать Набережным Челнам, чтобы не повторить печальный опыт Детройта?

– Вы знаете, Америке это не так трудно пережить, как нам. Потому что в США более мобильная рабочая сила. В то время, когда «загибается» Детройт, процветает Кремниевая долина. Нам бы их проблемы! Они забрасывают, допустим, область старого машиностроения – зато открывают новые отрасли. Одним словом, имеется потенциал внутренней миграции рабочей силы. А положение России значительно хуже, потому что у нас за последние 20 лет не возникло ни одной новой отрасли!

– Были попытки начать производство компьютеров…

– Да, что-то мы начинали, но при этом все комплектующие продолжаем завозить из-за рубежа. Недавно я был в Узбекистане. Там ездят на машинах, произведенных на базе Daewoo Matiz. Узбеки с нуля создали свою автомобильную промышленность! А мы за это время не можем похвастаться ни одной новой отраслью. Погубили многое, но при этом ничего не создали.

А что касается «КАМАЗа»… Автомобили будут нужны всегда: информацию можно «перегонять» через Интернет, но грузы без машин – нет. Вопрос в другом: как камазовские грузовики будут конкурировать с автомобилями, произведенными в Швеции, Корее, Китае…

На «КАМАЗе» я не встречался с директором, но слышал, что он проявляет оптимизм, связанный с военным заказом. Да, государственная поддержка – это замечательно, но ведь это не конкурентное преимущество! Ну, поддержит государство завод год, второй, третий, а дальше что? Сергей Когогин говорит, что ведутся переговоры с Индией. Может быть, индийцы и купят грузовики, но вопрос: в чем вы превзойдете своих конкурентов – открыт. Еще в свой первый визит сюда во второй половине 90-х годов я говорил, что молиться на одно предприятие не следует, надо диверсифицировать экономику, надо создавать, может быть, не такие крупные гиганты, а сети более мелких предприятий.

«КАМАЗ» будет растоптан!

– Полгода назад Россия вступила в ВТО. На ваш взгляд, для страны это благо или зло? Кто от такого шага выиграет, а кто проиграет?

– Начну ответ с шутки Виктора Черномырдина: «Мы обычно уж если начнем куда-то вступать, так обязательно куда-нибудь и наступим!» Вступление в ВТО – это усиление международного соперничества и втягивание экономики России в международную конкуренцию. От нас потребуют снять таможенные пошлины и довести цены на энергоресурсы до европейского уровня. И в таких условиях мы должны будем с ними конкурировать. Я считаю, что страна вступила в ВТО абсолютно не готовой к этому.

– Вот как можно 20 лет готовиться к такому важному для страны шагу и при этом все-таки не подготовиться?

– За последние 20 лет у нас так и не произошло модернизации, и в итоге Россия вступает в ВТО ослабленной. У нас в настоящее время нет никаких конкурентных преимуществ, за исключением небольших островков благополучия в экономике.

– А какие отрасли в стране можно назвать конкурентоспособными в условиях ВТО?

– Насколько мне известно, область космических технологий, медицинской техники, газового оборудования и кое-какие направления в нефтехимии. Но в целом, – немного чего.

Главное – что наше машиностроение к ВТО не готово. Да, пока «КАМАЗ», как уже было сказано, имеет военные заказы. Но, если его поставить в условия конкуренции на мировом уровне, он будет растоптан зарубежными автопроизводителями! Вступление в ВТО ударит, прежде всего, по моногородам, потому что в них производятся крупные промышленные образцы. А в этой части конкуренция со стороны транснациональных компаний такова, что… (Вздыхает).

Поэтому я уверен, что эти 20 лет «подготовки» – потерянные для страны. В СССР столько всего создали в первую «пятилетку» – и для контраста вспомните эту «двадцатилетку». Да, мы стали жить лучше: появились мобильные телефоны, ноутбуки и прочее, но… Все это создано не нами. Российская технология, к сожалению, не позволяет извлечь какие-то выгоды из международной конкуренции.

Поэтому мое мнение таково: в воду ВТО, как слепых кутят, кинут все российские предприятия. Кто выплывет – тот выживет, кто не выдержит конкуренции – тот утонет. Так вот, я вам скажу, что, к сожалению, утонут больше, чем выживут. Ну, может быть, кого-то «откачают» на берегу. Россия, как уже было сказано, вступила в ВТО неподготовленной и ослабленной. Теперь остается ждать результатов…

12Одной рукой даёт, другой отнимает

– Кайсын Азретович, в начале беседы вы уже упомянули о необходимости развития малого и среднего бизнеса. В Набережных Челнах этот процесс начался. Но с нового года стало известно, что индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог 17%. Получается, одной рукой государство дает, а другой – отнимает…

– Это, конечно же, неразумное государственное решение. Тем паче, что власти ввели этот налог, когда малое и среднее предпринимательство и так количественно сокращается. Как следствие – поднялась целая волна протестов. Не знаю, как следует поступать в данной ситуации, но видел, как это делается за рубежом.

Ведь что такое малый и средний бизнес? Это когда люди обслуживают друг друга. К примеру, в небольших городах Германии есть много маленьких кафе, куда из округи стекаются пенсионеры: там выпивают, обедают, а такой же, как они, пенсионер, содержит это заведение. То есть немцы системой взаимного обслуживания повышают занятость в целом по стране.

А у нас… Я искренне надеюсь, что это действительно неразумное решение в ближайшее время все-таки отменят…

P. S. За помощь в организации интервью редакция газеты «Новая неделя. Итоги» выражает благодарность руководству экономического факультета филиала Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) в Набережных Челнах.

(Когда россиянам ждать следующего кризиса? Как искоренить всепобеждающую коррупцию в стране и привлечь в Россию иностранный капитал – об этом и многом другом читайте во второй части интервью с Кайсыном Хубиевым в следующем номере «Новой недели»).

Юлия ПОДЫНИГЛАЗОВА,
Татьяна ГИМАТДИНОВА.
.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. интересно в таком случае, на что надеется Когогин? ваш Хубиев прав: на одинх госзаказах долго не продержишься! может, они разработали какой-то супертехнологичный и при этом дешевый грузовик, только держат его в загашниках? 🙂

    • Да-да логист, именно так: даже если наши и изобритут супердешевый КАМАЗ, то всеравно накрутят лишка на него и распилят потом!))

  2. После неоднократных лажовых запусков наших ракетоносителей и наводнения Тихого океана спутниками, что-то не очень верится в конкурентоспособность нашей космической отрасли.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*