КОВАРНАЯ БОЛЕЗНЬ

Untitled Document

Под занавес прошлого года в Набережных Челнах побывал Александр Куроедов. Знакомая фамилия, не правда ли? Он не только сын бывшего главнокомандующего военно-морским флотом России адмирала Владимира Куроедова, но и кандидат медицинских наук, начальник офтальмологического отделения 2-го центрального военного госпиталя Минобороны РФ. В свой выходной день Александр Владимирович приехал к нам, чтобы обучить челнинских офтальмологов.

 

У челнинцев появился уникальный диагностический аппарат

 

– Что заставило вас сорваться из столицы и приехать в провинциальный город?

– Я специалист по глаукоме. Практически каждый месяц выезжаю в какой-нибудь город и рассказываю врачам о новых методах диагностирования и лечения этой коварной болезни. В Набережных Челнах впервые, но повод приехать к вам очень приятный, прежде всего для жителей города. У челнинцев появился новый уникальный диагностический аппарат – компьютерный ретинотомограф последнего, третьего поколения, в разработку которого вложено огромное количество сил и знаний врачей. По моему мнению, он является одним из лучших в плане ранней диагностики и мониторинга глаукомы. Цель моего визита – рассказать челнинским офтальмологам о его возможностях в диагностировании.


– Чем же интересен этот аппарат и для какой категории больных предназначен?

– Компьютерный ретинотомограф позволяет проводить сканирование зрительного нерва и сетчатки, показывает их уникальную анатомическую структуру. По изменениям, которые происходят в них, мы можем судить о развитии заболевания. Исследования на этом аппарате необходимо пройти всем глаукомным больным. Через полгода надо пройти новое обследование, и так проводить мониторинг заболевания. В группу риска входят пациенты после 40 лет, те, у кого родители болели глаукомой. Они получат специальную карту, с описанием, как выглядит их зрительный нерв на сегодня. Желательно пройти обследование и тем, у кого впервые выявлено повышенное внутриглазное давление.


– Вы назвали глаукому коварной болезнью…

– Это действительно так. Среди глазных болезней по распространенности на первом месте стоят различные виды дистрофии сетчатки глаз, на втором – глаукома. Человек с дистрофией сетчатки сразу приходит к врачу с жалобой, что стал плохо видеть. Коварность глаукомы в ее бессимптомности, в том, что выявить ее на ранних этапах очень сложно. Поэтому так важны ранняя диагностика и динамичное наблюдение за такими пациентами, прослеживание этапов заболевания, чтобы попытаться замедлить его всеми возможными способами.


– Скажите, что должно человека насторожить, стать поводом, чтобы посетить офтальмолога?

– Для глаукомы, как правило, стартом является повышение внутриглазного давления, которое приводит к необратимому каскаду изменений. В СССР существовал замечательный приказ о диспансеризации от 1976 года. Там предписывалось, что после 40 лет надо мерить внутриглазное давление хотя бы раз в два года. Сейчас мы возвращаемся к тому, что было 30 лет назад. Все больше предприятий и фирм заключают договора с клиниками на медосмотры своего персонала. Только система диспансеризации может выявить глаукому на ранних стадиях, но для нас это пока недосягаемая мечта. Всеобщую диспансеризацию населения может позволить себе только очень богатая страна. В США, например, государство только на больных глаукомой тратит в год 8,5 млн. долларов в год. Нам до этого еще далеко. Поэтому надо проявить инициативу, точнее, бдительность, и регулярно показываться офтальмологу. Чем раньше выявлена болезнь, тем дешевле обходится ее лечение.

 

>

МЕЖДУ ПРОЧИМ
Среди слепых Москвы каждый третий потерял зрение из-за глаукомы. В целом по России выявлено около 750 тысяч больных. Приблизительно еще столько же человек просто не знают о своем заболевании. В мире больных глаукомой насчитывается по разным данным от 67 до 105 млн. человек.

 

– Как сохранить зрение? Вот некоторые пьют широко рекламируемые препараты с черникой, которые якобы влияют на глаза. Питание влияет на зрение?

– Что касается биологических добавок – все, что не во вред, во благо. Это я о препаратах с черникой. Но будет ли от этого большой эффект? Научных статей о пользе БАДов, как правило, не публикуется, а у нас доказательная медицина. Всем известно, что для питания сетчатки необходим витамин А. Его мы получаем с продуктами питания, в том числе со сливочным маслом, печенью, рыбьим жиром, в конце концов. Можно говорить о пользе моркови, в которой много каротина. Питание, конечно, влияет, но у нас мало кто придерживается сбалансированного рациона. Стараться, безусловно, надо. Если не удается, то, по крайней мере, надо употреблять витамины, которые продаются в аптеке.


– Как вы считаете, что лучше: носить очки или контактные линзы?

– Одно другому не мешает. Можно выбрать ту коррекцию, которая вам подходит.


– Стоит ли операционным путем избавляться от близорукости? Это же сейчас очень просто.

– Мои ответы на эти вопросы нужно рассматривать как общие рекомендации врача. Избавляться ли от близорукости операционным путем – каждый должен выбрать сам. Даже не доктор должен к этому подталкивать. Для этого существует ряд медицинских и социальных показаний. Это возраст, близорукость определенной степени, толщина роговицы. Операции эти сейчас распространены, но бума уже нет. Потому что мы до сих пор не знаем, с чем мы столкнемся через 10-15 лет после такого вмешательства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*