КАК ВЫРАСТИТЬ «СВОЕГО» СПЕЦИАЛИСТА И ПРИ ЭТОМ НЕ ОСТАТЬСЯ «НА БОБАХ»

Untitled Document

Вы помните басню Крылова «Лебедь, рак и щука», где каждый из героев старался тянуть воз, то есть делать общее дело, но при этом тянул его в своем направлении, считая это правильным. А дело с мертвой точки не сдвигалось…

 

Молодой специалист может обойтись работодателю в кругленькую сумму

 

Вот и в современной системе подготовки молодых специалистов ситуация напоминает известную всем басню. Есть студент, он же Лебедь, есть работодатель, назовем его Рак, и есть учебное заведение – Щука. И цель-то у всех одна – получить высококвалифицированного специалиста. Но каждый идет к достижению этой цели своим путем, хотя разумнее было бы объединиться и шагать все же в одном направлении. Мораль знаменитой басни тоже, кстати, этому учит.

 

Это странное слово «кластер»

Не секрет, что в Набережных Челнах, да и в республике в целом, почти каждая отрасль городского хозяйства сегодня имеет недостаток в квалифицированных кадрах. К счастью, объективно оценив нынешнее состояние с кадрами во многих отраслях промышленности в республике, «верхи» решили, что пора объединяться. И для этого было решено создать так называемые образовательные кластеры, которые давно и успешно работают на Западе. Именно они позволят объединить учебные заведения, выпускников и работодателей, то еесть образовательные учреждения будут учить того, кто нужен работодателю, а работодатель будет получать тех специалистов, которые нужны ему. В результате, появятся высококвалифицированные специалисты, а рядовой потребитель от такого объединения получит высокое качество товаров и услуг. В Татарстане планируется создать 14 кластеров по разным отраслям промышленности.

О создании кластера торговли и сервиса Республики Татарстан недавно шла речь на расширенном совещании в мэрии города. На него были приглашены специалисты Министерства торговли РТ, исполнительного комитета Набережных Челнов, ректоры и директора торговых институтов и училищ республики и руководители предприятий торговли, общественного питания, рынков, пищевой и перерабатывающей промышленности. Кстати, число учреждений торговли и общественного питания в Татарстане доходит до 18 тысяч, где трудится почти 300 тысяч человек.

Почему же вопрос скорейшего объединения так остро встал именно в сфере торговли? Возможно, потому что в последнее время в городах республики очень много открывается предприятий сферы торговли и услуг – гостиницы, торговые центры, частные фирмы по производству продуктов питания. А значит, чтобы выжить в такой жесткой конкуренции, предприятиям необходимо повышать качество предоставляемых услуг. А для этого им нужны высококвалифицированные специалисты. Но ситуация такова: как сказала Людмила Горшунова, начальник отдела кадров и кадровой политики Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, хотя из бюджета и затрачиваются большие средства на подготовку кадров, но выпускники до своего места работы по специальности не доходят. На сегодняшний день обеспеченность специалистами торговых предприятий в Набережных Челнах составляет всего лишь 40%, то есть двое из трех продавцов не имеют профильного образования.

 

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

Айдар Камалетдинов, генеральный директор
ОАО «Боровецкое», депутат горсовета:

– Если говорить о трех договорах, то первый реально исполним, так как учебное заведение обязательно трудоустроит своего выпускника у работодателя. И в этом нет сомнений, потому что у учебного заведения для этого есть соответствующие рычаги. Второй договор – между работодателем и учебным заведением – финансово тяжел для работодателя. Давайте посчитаем, во сколько обойдется подготовка «своего» специалиста: плата за обучение – от 19 до 40 тысяч рублей, плюс к этому плата мастерам за производственную практику студента, плюс – создание условий для прохождения той самой практики, а на это тоже нужны деньги. И в итоге получается в среднем 60 тысяч рублей за одного специалиста. Но больше всего вызывает сомнения третий договор, заключенный между работодателем и выпускником. При нынешнем трудовом законодательстве любой выпускник, трудоустроившись на работу, имеет право тут же написать заявления и через две недели не выйти на работу. При этом не уплатив работодателю никаких вложенных в него средств. Так что все эти договоры нужно детально проработать и привести в соответствии с трудовым законодательством.

 

Договоримся?!

В связи с этим возникла необходимость как-то состыковать учебные заведения с работодателями. И как одна из форм этого сотрудничества – заключение так называемого трехстороннего договора, вернее сказать, договоров будет три, но взаимосвязанных между собой. Первый – между студентом и образовательным учреждением, где будут прописаны условия прохождения практики и вопросы трудоустройства. Второй – между работодателем и образовательным учреждением. В нем будут указаны финансовые и иные обязательства между этими двумя сторонами. И третий договор будет заключен между выпускником и работодателем, где выпускник укажет, что он обязательно отработает деньги, вложенные в его образование работодателем, на предприятии последнего. В свою очередь работодатель должен будет обеспечить этого выпускника всеми положенными ему социальными гарантиями – соцпакетом, вознаграждением за выслугу лет и т.д. В случае нарушения одного из пунктов любого из трех договоров нарушившая сторона несет финансовую ответственность.

Несомненно, такие договоры должны решить многие проблемы в кадровой политике предприятий и при подготовке и трудоустройстве выпускников. Но если руководство республики, директора учебных заведений намерены работать в этом направлении, то сами предприниматели пока не готовы спонсировать обучение будущих кадров. Слишком много сомнений, вдруг выпускник окажется недобросовестным и не останется на этой работе. Работодатели хотят быть уверены, как все эти нововведения, которые им предлагают, соответствуют трудовому законодательству. А то ведь вложив в студента большие деньги, а это порядка 60 тысяч рублей, они этого высококвалифицированного специалиста смогут увидеть у соседа-конкурента.

В свою очередь много вопросов к работодателям и у руководителей учебных заведений. Так, по словам Виктора Суворова, ректора Набережночелнинского государственного торгово-технологического института, одна из проблем в том, что работодатели не хотят брать на работу молодых специалистов из профильных вузов. И не потому, что в вузах плохо учат.

– Все дело в том, что учебные заведения готовят специалистов на основе образовательных стандартов, – пояснил Виктор Суворов. – Хотя за рубежом первостепенное значение для работодателя играет соответствие выпускника профессиональным стандартам. И если такие будут разработаны у нас, работодатель сможет заказать не только количество выпускников, но и содержание своих будущих работников. На Западе работодатели давно поняли, что деньги, вложенные в подготовку кадров, вернутся к ним в виде прибыли в 2-3 раза больше, чем вложенные в производство. Наши же бизнесмены идут путем наименьшего сопротивления и предпочитают жить лишь сегодняшним днем, не думая о будущем.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*