Автомобилисты считают, что поправки в закон об ОСАГО не будут действенными.
26 февраля вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Главные изменения в нем коснулись применения системы со звучным названием «бонус-малус» – системы скидок за езду без аварий и надбавок за каждый страховой случай. Если раньше скидка на страховой полис за безаварийную езду сгорала, когда автомобилист менял машину, то теперь, как утверждают инициаторы законопроекта, повышающий или понижающий коэффициент будут применять к водителю вне зависимости от того, на какой автомобиль оформляют полис ОСАГО. Однако, как по свидетельству самих автомобилистов, так и страховщиков, поправки мало отразятся на ситуации на дорогах и еще больше запутают ситуацию с «автогражданкой».
Одной из первых с инициативой убрать привязку «автогражданки» к автомобилю и сделать ее привязанной только к человеку выступила межрегиональная организация автомобилистов «Свобода выбора». «Изначально было очевидно, что у машины нет гражданской ответственности, она есть только у водителя, – пояснил Стране.Ru лидер движения Вячеслав Лысаков. – Поэтому привязка понятия «гражданская ответственность» к автомобилю приводила к правовому абсурду и влекла за собой множество негативных последствий».
Однако, по мнению В. Лысакова, сейчас вместо реального исправления существующей в законе правовой несуразицы правительство, с подачи страховщиков, приняло поправку, по которой страховая история оказывается привязанной к водителю, но при этом в качестве объекта страхования сохранен автомобиль.
«Результатом этой непоследовательности стало еще большее запутывание закона и создание множества правовых конфликтов, – продолжил лидер движения. – Так, например, при страховом случае с автомобилем «без ограничения количества водителей» будет «портиться» страховая история невиновного собственника автомобиля. За одного водителя, виновного в аварии, должны будут платить все невиновные автовладельцы, в чьи полисы вписан этот водитель. А так как по статистике в нашей стране каждый водитель вписан в среднем в три полиса, то за одного виноватого водителя пострадают еще два невиновных. Поэтому получается, что положение автовладельцев, в результате таких «исправлений» закона, только ухудшилось».
Еще одна «хитрость» новых поправок, по словам лидера движения автомобилистов, заключается в следующем: за безаварийную езду в течение года автолюбитель получает от страховщика 5%-ную скидку. В то время как после ДТП, пусть даже самого незначительного, водитель обязан заплатить за полис практически на 50% больше. Получается, что 50% скидки добропорядочный водитель получит только после 10 (!) лет безаварийной езды. Неравнозначность скидки и «штрафа», по мнению Вячеслава Лысакова, абсолютно несправедлива.
Лидеру движения автомобилистов вторят и эксперты, считающие, что поправки в механизм функционирования закона об ОСАГО грозят появлением новых противоречий. А именно – непонятно, что делать с теми водителями, у которых в пользовании находится несколько автомобилей и по каждому из них стаж безаварийной езды разный. В подобной ситуации неясно, какой коэффициент использовать при выдаче страхового полиса ОСАГО в качестве основного.
Страховщики также равнодушны к законодательным инициативам. «Принятые изменения поверхностны, незначительно изменить систему «бонус-малус» они могут, но сделать ее более справедливой и адекватной – отнюдь, – пояснил Стране.Ru заместитель директора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин. – Чтобы избежать повышающего коэффициента, автомобилистам достаточно перейти в другую страховую компанию и рассказать, что они ни разу не попадали в ДТП, – за это у нас никакой ответственности не предусмотрено. А единой информационной базы, которая должна накапливать статистику на клиентов и считать, у кого какой коэффициент, нет до сих пор».
Впрочем, представитель РОСНО заявил, что работа в этом направлении уже ведется и одна база все же существует, но создана она для поиска случаев мошенничества. «Страховщики объединяют всю информацию по выплатам в эту базу, чтобы отслеживать, когда по одному ДТП деньги выплачивают в нескольких страховых компаниях, – пояснил Абалакин. – Кроме базы, нужно вводить также и ответственность для страховщиков и страхователей, чтобы они внимательнее относились к системе «бонус-малус». Автомобилистов нужно наказывать за предоставление ложных данных, а страховщиков за необоснованное завышение стоимости полиса. Если такой ответственности не будет, система не будет работать, и в принятии новых законов тогда смысла нет».