ДИПЛОМ В КРЕДИТ





Untitled Document

ПОЧЕМ ЗНАНИЯ?

В вузах Набережных Челнов начался прием документов. Сколько же стоит нынче обучение в вузе?

Первое место занимает юрфак филиала КГУ. Поступившие сюда заплатят более 44 тыс. рублей за год обучения. На втором месте – факультет дизайна ИНЭКА – 44 тыс. рублей в год, сообщает телекомпания «Рен ТВ – Набережные Челны». Обучение в филиале Нижегородского лингвистического университета стоит 39 тысяч рублей. КГТУ им. Туполева предлагает пройти обучение за 35 тысяч рублей. Стоимость обучения на экономическом факультете Института экономики, управления и права составляет около 30 тысяч рублей. Некоторые вузы предоставляют информацию за прошлый год в связи с тем, что новые цены еще не установлены. Однако юридический и экономический факультеты по-прежнему остаются одними из самых дорогих.

В России стартует государственный эксперимент, цель которого – дать абитуриентам из семей с невысоким уровнем доходов возможность получения высшего платного образования. Сделать это предполагается через схему социальных кредитов, ставка по которым не превышает 10%, льготный период составляет шесть лет, а максимальный срок возврата ссуды растянут на 16 лет.

Далеко не каждому студенту по карману платное обучение

Учиться можно
и бесплатно, но…

Официально, конечно, в нашей стране еще существует бесплатное образование. Но, как известно, с каждым годом количество бюджетных мест в вузах сокращается. В частности, в 2006 году их число снизилось на 9,2% до 425, 2 тыс., в этом году их количество уменьшится еще на 13,3% и составит около 375 тыс. В такой ситуации абитуриенты и их родители, которые не способны оплатить обучение наличными деньгами, вынуждены прибегать к банковским кредитам на образование. В своем большинстве существующие схемы предполагают ставку в 14-16% годовых и максимальный срок погашения кредита 5-8 лет (см. таблицу). При этом далеко не все ссуды имеют так называемый льготный период – когда заемщик в течение определенного времени либо вообще ничего не платит, либо гасит лишь проценты, не трогая основной долг. А там, где предусмотрен льготный период, он обычно составляет два-пять лет.

По доле коммерческого образования и платных услуг Россия занимает лидирующее положение в мире. В Европе доля платного обучения не превышает 10%, в США – 30%. Тем не менее в Америке применяются различные кредиты на образование и другие формы финансовой поддержки. В России же, несмотря на то, что сегодня доля получающих платное образование приближается к 50%, государство пока никак не поддерживает студента или абитуриента. При этом в нашей стране достаточно обязательные заемщики: не возвращает кредит всего 1%. В образовательной сфере «невозвращенцев» еще меньше – 0,3%.
Государственный эксперимент нацелен на то, чтобы создать абитуриентам наиболее благоприятные условия для получения высшего образования. Предполагается, что за четыре года его действия будет выдано более 30 тыс. кредитов. По проекту, студент может рассчитывать на три вида займа: основной (до $25 тыс. для оплаты первого высшего образования), дополнительный (для оплаты второго образования, получаемого наряду с первым) и сопутствующий (на проживание). Условия ссуды довольно привлекательны – низкая процентная ставка и большой срок погашения. Нельзя не отметить и шестилетний льготный период. Это, кстати, вполне логично: студенту предоставляется возможность спокойно учиться, затем найти работу с достойной зарплатой и только потом начать выплачивать основную часть долга.

 

Банкам
госгарантий мало

Чтобы заинтересовать банки в участии в эксперименте, государство готово дать свои гарантии – 10% от общей суммы кредитов. Если банк выдал, например, 20 ссуд по 100 тыс. рублей, то государство гарантирует возврат 200 тысяч в случае невыполнения заемщиками своих обязательств. Однако представители банков сомневаются в привлекательности предложения. Вот как прокомментировала государственный эксперимент специалист кредитного отдела одного из челнинских банков:

– Безусловно, социальные кредиты на образование будут пользоваться спросом у населения. Особенно у людей с невысоким уровнем доходов. Предприятия-работодатели, скорее всего, тоже окажутся в выигрыше от нововведения – у них появится больший выбор среди молодых специалистов. Что же касается банков, то можно усомниться в выгодности предложения для них. Начнем с того, что риски по кредитам относятся к разряду высоких. Именно поэтому мы даем ссуды при наличии у заемщика ликвидного имущества либо платежеспособного поручителя. Государственные гарантии 10% кредитов – звучит, конечно, неплохо, но формулировка уж слишком общая. Хотелось бы узнать более конкретную схему: как именно и за счет чего будут покрываться невозвращенные кредиты и просрочки.

Банк
Название программы
Вузы
Максимальный размер кредита
Процентная ставка (%, год)
«Союз»* Образовательный кредит «Кредо» 18 вузов-партнеров До $ 45 000 10
«Ак Барс» банк Кредит на получение образования Любые Индивидуально 17 (до 1 года) 18 (до 2 лет) 19 (до 3 лет)
«Русский стандарт» Образовательный кредит РЭШ Российская экономическая школа До $ 9850 10
«Сбербанк» Образовательный кредит Любые с госаккредитацией, колледжи, лицеи Индивидуально 12
«Татфондбанк» Образование-стандартный Любые Необходимый для обучения 16
«Татфондбанк» Образовательный-льготный Любые Необходимый для обучения 16
«Камкомбанк» Образовательный кредит Любые Необходимый для обучения 12
 
Банк
Максимальный срок кредита, лет
Отсрочка на погашение кредита, лет
Отсрочка на выплату процентов, лет 
Дополнительные сборы, комиссии
«Союз»* 16 На срок обучения в вузе На срок обучения в вузе Нет
«Ак Барс» банк 3 Нет Нет Нет
«Русский стандарт» 12 На 1 год при уходе в академический отпуск Нет Нет
«Сбербанк» 11 На период обучения + 1 год на академический отпуск Нет 1,5% от суммы кредита единовременно (мин. 200 – макс. 2000 руб.
«Татфондбанк» 5 Нет Нет 200 руб. ежемесячно
«Татфондбанк» до 8 До 5 Нет 200 руб. ежемесячно
«Камкомбанк» до 1 Нет Нет 0,5% ежемесячно
* Государственный эксперимент проводится совместно с банком «Союз»

Необходимо еще обратить внимание и на условия социальных кредитов – 10% годовых ставка, шестилетний льготный период и рассрочка на 10 лет. Эти условия вряд ли можно назвать выгодными для банков. Поэтому, чтобы привлечь финансовые структуры к эксперименту, одних государственных гарантий мало – необходимы еще и субсидии. Если их размер будет способен покрыть разницу между социальным и коммерческим кредитом, тогда еще можно говорить об интересе банков к эксперименту.

Кстати, есть такое мнение, что к эксперименту могут присоединиться и бизнесмены. Условно говоря, какое-то солидное платежеспособное предприятие может выйти с предложением к банкам выдать под свои гарантии и субсидии социальные кредиты для определенного числа абитуриентов. Но тут возникает некая загвоздка: по данным банкиров, риски от таких кредитов еще больше. «Вряд ли предприятия пойдут на такой шаг, – считает специалист. – Как можно поручиться за человека со стороны? Банк еще может через свою службу безопасности проверить потенциального заемщика. А у производственников такой возможности нет. Часто бывает, что даже за уже работающих сотрудников предприятие опасается выступать гарантом, что уж говорить о совершенно незнакомых абитуриентах. Кроме того, при этой схеме предприятие рискует еще и в том смысле, что неизвестно, специалиста какого уровня оно получит в будущем. Еще не факт, что работодателя удовлетворят знания, полученные студентом в вузе».

Выбрать банк с наиболее выгодным кредитом – дело не легкое

 

Многие боятся учиться в кредит

Эксперимент рассчитан на четыре года. Первые абитуриенты получат социальные кредиты уже в этом году. Но, честно говоря, не совсем понятно, почему эксперимент растянут всего на четырехлетний срок. За это время ни один из абитуриентов даже не закончит обучение и не приступит к возврату основного долга.

– Эксперимент проводится в первую очередь для того, чтобы получить необходимые данные и на их основании разработать конкретный механизм реализации проекта, – говорит руководитель отдела общественных связей ОАО «АКИБАНК» Галина Копылова. – Не зная подробностей этого эксперимента, трудно быть уверенным, что эти данные будут объективны – в эксперименте участвует ограниченный круг вузов и всего один банк. Некоторые СМИ даже называют его благотворительным. Действительно, ставка в 10% значительно ниже средневзвешенной рыночной ставки. 10% сегодня составляет ставка рефинансирования Центробанка, то есть та ставка, по которой Центральный банк России выдает кредиты коммерческим банкам. Если говорить о другом источнике привлекаемых средств – вкладах населения, то, например, наш банк по некоторым вкладам предлагает процентные ставки выше, чем ставка рефинансирования ЦБ. То есть привлекать денежные ресурсы и затем выдавать их в виде кредитов по одной и той же стоимости или даже ниже не будет ни один коммерческий банк. Так же, как ни одно предприятие не продаст продукт своего производства по закупочной цене сырья и комплектующих.

В нашем банке в свое время существовал кредит на образование, и процентная ставка по нему была ниже, чем по другим схемам. Но в итоге мы вывели его из нашей линейки кредитных программ из-за невостребованности. Во-первых, потому что люди еще не воспринимают такой кредит как инвестиции в будущее своего ребенка. Во-вторых, не каждая семья сможет потянуть процентную ставку по займу.

 

А КАК ДОЛЖНО БЫТЬ?

По мнению аналитиков, государственная поддержка студентов должна быть в стране обязательно. Но соответствовать некоторым основным требованиям:

Все студенты должны иметь право на получение кредита, независимо от уровня дохода родителей; объем кредита должен быть достаточным для по-крытия затрат на обучение и проживание. Возможность бесплатного обучения и гранты должны предоставляться только студентам из бедных семей.
Возврат кредита должен зависеть от дохода заемщика и взиматься налоговыми органами, поскольку таким образом способность платить оценивается автоматически, а издержки окупаются более эффективно.

Во время обучения студенты не должны выплачивать реальных процентов; после окончания учебы процентная ставка должна соотноситься с затратами правительства на предоставление кредита.

А чтобы сделать кредит на образование общедоступным, необходимо, чтобы государство компенсировало банкам часть процентной ставки либо предусмотрело возможность рефинансирования части затрат заемщику в виде возврата подоходного налога по аналогии с ипотечным кредитом.

Трудно оценить и риски невозврата по этим кредитам. Когда человек получает кредит, он студент без работы и постоянного дохода. Как он закончит вуз, каким станет специалистом, найдет ли работу с хорошей зарплатой – еще неизвестно. Поэтому гарантия в 10% может и не по-крыть реальную просрочку по выплате кредита и процентов.

Нельзя забывать и о том, что существуют нормативы Центробанка, предусматривающие в том числе и формирование процентных ставок, а также сроки погашения кредитов. Чтобы социально-образовательный проект претворить в жизнь, необходимо изменение действующих актов. В противном случае возникает законодательное противоречие. Есть еще и такой щекотливый вопрос, как ценообразование в вузах. Поскольку социальные кредиты предусматривают довольно льготные условия, не приведет ли это к росту цен в учебных заведениях?

Сергей КУДРЯВЦЕВ

 

А КАК В ЕВРОПЕ?

В половине стран Евросоюза прямая государственная поддержка студентов относительно невелика и по-прежнему не включает образовательные кредиты. Шесть стран разработали поддерживаемые государством схемы образовательных кредитов: от общего объема помощи кредит составляет примерно 33% в Дании и Нидерландах, 50% – в Германии, 75% – в Швеции и Норвегии и 100% – в Великобритании.

Заём-грант зависит от уровня платы за обучение и выгод от получения высшего образования. Поскольку наименьшие выгоды оно приносит в северных странах, Швеция (в 1989 г.) и Норвегия (в 1994–1997 гг.) решили сократить объем кредита с тем, чтобы уменьшить объем издержек на инвестиции. Великобритания, где выгоды от получения высшего образования наиболее велики, в 1999 году решила поднять уровень платы за обучение, упразднить систему грантов и предоставлять студентам только кредиты.
Характеристики студентов, которым может быть предоставлен заём, различны. Возрастные ограничения более жесткие в Нидерландах (27 лет) или Германии (30 лет), чем в Швеции (45 лет), Великобритании (45 лет) или Дании (нет ограничений).

За исключением Швеции и Великобритании, кредиты не предоставляются студентам, обучающимся на вечернем или заочном отделениях. Учитываются семейная ситуация и образ жизни студентов: проживание в семье или самостоятельно, число детей, место учебы. В большинстве стран для получения кредита важны показатели успеваемости. В Нидерландах на их основе действует программа грантов – в зависимости от успеваемости грант конвертируется в дар либо в заём.

Лишь две страны ЕС выбрали схему погашения ссуды в зависимости от дохода: в Швеции заемщик должен выплачивать 4% своего дохода в год, в Великобритании – 9% дополнительного дохода, заработанного сверх установленной нормы. В других странах используются кредиты по типу закладной. Однако обычно предоставляется отсрочка выплат на срок от 1 года до 5 лет после окончания учебы.

В Германии процентная ставка отсутствует, в Великобритании реальная ставка процента является нулевой. В других странах ЕС она составляет 7-10% (для малообеспеченных семей 5-6%). При этом ставка либо субсидируется, либо отражает издержки правительства при предоставлении кредита. В исключительных случаях кредит может полностью погашаться государством. Процентная ставка назначается с момента начала выплаты кредита, заём следует вернуть в течение 15-25 лет или до наступления 65-летнего возраста.

 

 


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*