ПОЧЕМ ЗНАНИЯ? В вузах Набережных Челнов начался прием документов. Сколько же стоит нынче обучение в вузе? Первое место занимает юрфак филиала КГУ. Поступившие сюда заплатят более 44 тыс. рублей за год обучения. На втором месте – факультет дизайна ИНЭКА – 44 тыс. рублей в год, сообщает телекомпания «Рен ТВ – Набережные Челны». Обучение в филиале Нижегородского лингвистического университета стоит 39 тысяч рублей. КГТУ им. Туполева предлагает пройти обучение за 35 тысяч рублей. Стоимость обучения на экономическом факультете Института экономики, управления и права составляет около 30 тысяч рублей. Некоторые вузы предоставляют информацию за прошлый год в связи с тем, что новые цены еще не установлены. Однако юридический и экономический факультеты по-прежнему остаются одними из самых дорогих. В России стартует государственный эксперимент, цель которого – дать абитуриентам из семей с невысоким уровнем доходов возможность получения высшего платного образования. Сделать это предполагается через схему социальных кредитов, ставка по которым не превышает 10%, льготный период составляет шесть лет, а максимальный срок возврата ссуды растянут на 16 лет. Далеко не каждому студенту по карману платное обучение Учиться можно Официально, конечно, в нашей стране еще существует бесплатное образование. Но, как известно, с каждым годом количество бюджетных мест в вузах сокращается. В частности, в 2006 году их число снизилось на 9,2% до 425, 2 тыс., в этом году их количество уменьшится еще на 13,3% и составит около 375 тыс. В такой ситуации абитуриенты и их родители, которые не способны оплатить обучение наличными деньгами, вынуждены прибегать к банковским кредитам на образование. В своем большинстве существующие схемы предполагают ставку в 14-16% годовых и максимальный срок погашения кредита 5-8 лет (см. таблицу). При этом далеко не все ссуды имеют так называемый льготный период – когда заемщик в течение определенного времени либо вообще ничего не платит, либо гасит лишь проценты, не трогая основной долг. А там, где предусмотрен льготный период, он обычно составляет два-пять лет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Банкам Чтобы заинтересовать банки в участии в эксперименте, государство готово дать свои гарантии – 10% от общей суммы кредитов. Если банк выдал, например, 20 ссуд по 100 тыс. рублей, то государство гарантирует возврат 200 тысяч в случае невыполнения заемщиками своих обязательств. Однако представители банков сомневаются в привлекательности предложения. Вот как прокомментировала государственный эксперимент специалист кредитного отдела одного из челнинских банков: – Безусловно, социальные кредиты на образование будут пользоваться спросом у населения. Особенно у людей с невысоким уровнем доходов. Предприятия-работодатели, скорее всего, тоже окажутся в выигрыше от нововведения – у них появится больший выбор среди молодых специалистов. Что же касается банков, то можно усомниться в выгодности предложения для них. Начнем с того, что риски по кредитам относятся к разряду высоких. Именно поэтому мы даем ссуды при наличии у заемщика ликвидного имущества либо платежеспособного поручителя. Государственные гарантии 10% кредитов – звучит, конечно, неплохо, но формулировка уж слишком общая. Хотелось бы узнать более конкретную схему: как именно и за счет чего будут покрываться невозвращенные кредиты и просрочки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Государственный эксперимент проводится совместно с банком «Союз»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимо еще обратить внимание и на условия социальных кредитов – 10% годовых ставка, шестилетний льготный период и рассрочка на 10 лет. Эти условия вряд ли можно назвать выгодными для банков. Поэтому, чтобы привлечь финансовые структуры к эксперименту, одних государственных гарантий мало – необходимы еще и субсидии. Если их размер будет способен покрыть разницу между социальным и коммерческим кредитом, тогда еще можно говорить об интересе банков к эксперименту. Кстати, есть такое мнение, что к эксперименту могут присоединиться и бизнесмены. Условно говоря, какое-то солидное платежеспособное предприятие может выйти с предложением к банкам выдать под свои гарантии и субсидии социальные кредиты для определенного числа абитуриентов. Но тут возникает некая загвоздка: по данным банкиров, риски от таких кредитов еще больше. «Вряд ли предприятия пойдут на такой шаг, – считает специалист. – Как можно поручиться за человека со стороны? Банк еще может через свою службу безопасности проверить потенциального заемщика. А у производственников такой возможности нет. Часто бывает, что даже за уже работающих сотрудников предприятие опасается выступать гарантом, что уж говорить о совершенно незнакомых абитуриентах. Кроме того, при этой схеме предприятие рискует еще и в том смысле, что неизвестно, специалиста какого уровня оно получит в будущем. Еще не факт, что работодателя удовлетворят знания, полученные студентом в вузе».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбрать банк с наиболее выгодным кредитом – дело не легкое
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многие боятся учиться в кредит Эксперимент рассчитан на четыре года. Первые абитуриенты получат социальные кредиты уже в этом году. Но, честно говоря, не совсем понятно, почему эксперимент растянут всего на четырехлетний срок. За это время ни один из абитуриентов даже не закончит обучение и не приступит к возврату основного долга. – Эксперимент проводится в первую очередь для того, чтобы получить необходимые данные и на их основании разработать конкретный механизм реализации проекта, – говорит руководитель отдела общественных связей ОАО «АКИБАНК» Галина Копылова. – Не зная подробностей этого эксперимента, трудно быть уверенным, что эти данные будут объективны – в эксперименте участвует ограниченный круг вузов и всего один банк. Некоторые СМИ даже называют его благотворительным. Действительно, ставка в 10% значительно ниже средневзвешенной рыночной ставки. 10% сегодня составляет ставка рефинансирования Центробанка, то есть та ставка, по которой Центральный банк России выдает кредиты коммерческим банкам. Если говорить о другом источнике привлекаемых средств – вкладах населения, то, например, наш банк по некоторым вкладам предлагает процентные ставки выше, чем ставка рефинансирования ЦБ. То есть привлекать денежные ресурсы и затем выдавать их в виде кредитов по одной и той же стоимости или даже ниже не будет ни один коммерческий банк. Так же, как ни одно предприятие не продаст продукт своего производства по закупочной цене сырья и комплектующих. В нашем банке в свое время существовал кредит на образование, и процентная ставка по нему была ниже, чем по другим схемам. Но в итоге мы вывели его из нашей линейки кредитных программ из-за невостребованности. Во-первых, потому что люди еще не воспринимают такой кредит как инвестиции в будущее своего ребенка. Во-вторых, не каждая семья сможет потянуть процентную ставку по займу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А чтобы сделать кредит на образование общедоступным, необходимо, чтобы государство компенсировало банкам часть процентной ставки либо предусмотрело возможность рефинансирования части затрат заемщику в виде возврата подоходного налога по аналогии с ипотечным кредитом. Трудно оценить и риски невозврата по этим кредитам. Когда человек получает кредит, он студент без работы и постоянного дохода. Как он закончит вуз, каким станет специалистом, найдет ли работу с хорошей зарплатой – еще неизвестно. Поэтому гарантия в 10% может и не по-крыть реальную просрочку по выплате кредита и процентов. Нельзя забывать и о том, что существуют нормативы Центробанка, предусматривающие в том числе и формирование процентных ставок, а также сроки погашения кредитов. Чтобы социально-образовательный проект претворить в жизнь, необходимо изменение действующих актов. В противном случае возникает законодательное противоречие. Есть еще и такой щекотливый вопрос, как ценообразование в вузах. Поскольку социальные кредиты предусматривают довольно льготные условия, не приведет ли это к росту цен в учебных заведениях? Сергей КУДРЯВЦЕВ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|