Времени остается все меньше. До конца 2007 года мы должны определиться, кто станет управлять нашими многоквартирными домами. Будем хозяйничать сами? Или доверимся небольшой группе из числа соседей, которая бы и отвечала за коммунальное обслуживание? А может, ну ее, эту самостоятельность – и просто «отдаться» в руки управляющей компании?
|
||
Колоссальный недоремонт – одна из главных проблем челнинского жилфонда
|
||
Этим-то вопросам и была по-священа конференция «Система управления жилищным фондом России», состоявшаяся на днях в Москве. Наш город на ней представлял заместитель директора ООО «Жилэнергосервис» Сергей Катков. – Сергей Валентинович, проблема управления жилфондом затрагивает каждого: работа управляющих компаний нас не устраивает, но и брать хозяйство в свои руки мы не спешим. Как объясняли этот парадокс участники форума? – Давайте по порядку. Жилищным законодательством преду-смотрено три формы управления жильем: непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (ТСЖ) или управляющей компанией. Как показывает опыт, первый способ эффективен только тогда, когда дом небольшой – на две, три, максимум пять квартир. В этом случае можно «по-братски, по-христиански» разделить обязанности и сообща следить за порядком. Если речь идет о многоквартирном доме, договориться уже сложно…
ТСЖ – тоже довольно проблематичная штука. Вот представьте: захотелось вам организовать товарищество. Первая проблема, с которой вы столкнетесь, – собрать всех жильцов. Вторая – провести «сход» так, чтобы он не закончился руганью и взаимными упреками. Обычно собрания протекают именно так и не оставляют в душе ничего, кроме досады: «И зачем я все это затеял?» Да к тому же: что такое ТСЖ? В многоквартирном доме это: председатель, бухгалтер, электрик, два сантехника и паспортистка. Все. Возьмите типовую девятиэтажку: это же сложнейший инженерно-технический комплекс! Таким составом квалифицированно управлять им просто невозможно. Коль скоро государство дает нам возможность взять хозяйство в свои руки, пусть оно обучит и предложит на выбор собственникам жилых домов профессионально подготовленных управленцев. – Выходит, предложив нам самостоятельно управлять домами, государство не подготовило для этого почву? – Вот именно. Избрав для себя непосредственное управление или ТСЖ, вы, конечно, встанете перед необходимостью заключать договоры с надежными обслуживающими организациями. Но у вас должен быть выбор, какую из них предпочесть. И условия при этом должны ставить вы, а не вам. А у нас этот рынок услуг развит пока слабо. И выбор, следовательно, невелик. |
||
|
||
Еще одно препятствие для «самоуправления» – колоссальный недоремонт. Ни один нормальный человек не согласится взять на себя ответственность за содержание дома, если тот капитально не ремонтировался с момента возведения. А ведь у нас таких большинство. Поэтому в резолюции по итогам форума участники – а в их числе представители федеральных и региональных властей, главы городских администраций, гости из ближнего и дальнего зарубежья – рекомендовали Госдуме специальным пунктом в Жилищном кодексе обязать местные власти, чтобы они подсчитали сумму недоремонта по каждому дому и реструктуризировали долг государства. Только тогда можно будет всерьез говорить о самостоятельном управлении. – Вы сказали, в конференции принимали участие коммунальщики из Европы. А как с управлением жилфондом обстоят дела у них? – Мне довелось познакомиться с г-жой Крюгер. Эта женщина родом из Воронежа, но уже 15 лет живет в Германии. У нее был интересный доклад о том, как удалось организовать дело по управлению жилфондом в чужой для нее стране. На слайдах г-жа Крюгер показала свою немецкую «вотчину». Впечатляет! Чистота и порядок в подъездах, лакированные почтовые ящики, придомовая территория, как цветник. То же самое она попыталась устроить в своем родном городе: из числа жильцов нашла человека, который согласился ведать домовым хозяйством, убедила собственников рассчитываться за услуги с вновь избранным председателем, а уж он должен направить средства куда положено. Но благая затея закончилась «пшиком». В один прекрасный день этот «друг» потратил деньги жильцов на свои нужды. Говорит, очень было надо. Ну и как после этого ему доверять? Возможно, это исключительный случай, но г-жа Крюгер считает, что проблема куда глубже – в нашей ментальности. Мы не привыкли, не умеем, не знаем, как распоряжаться собственным хозяйством. Не знают этого и европейцы, поэтому профессионалы, как г-жа Крюгер, берутся их обслуживать. Эта женщина создала небольшую организацию, взяла «под крылышко» несколько домов и заключила с владельцами квартир договоры на управление жилфондом. По-видимому, именно эта форма – суть управляющая компания – оптимальна и для нашей страны. – Но ведь у нас есть управляющие компании. Им отдана большая часть челнинского жилфонда, и, тем не менее, мало кто доволен их работой… – Надо понять, управляющим компаниям тоже сейчас нелегко. Они стали частными совсем недавно, и в «приданое» от муниципалитета получили разветвленную структуру и огромный штат работников, в том числе занимающих хорошие должности. Немалый доход, который они получают с населения, растворяется в затратах на персонал, и вкладывать в жилфонд нашу с вами полновесную квартплату не получается. Я часто сравниваю «Жилэнергосервис» с любой управляющей компанией. Знаете, за счет чего мы добиваемся успеха? У нас мало руководителей: директор и замы по экономике и технике – три человека на 26 городов Татарстана! Да, нам тяжело, мы постоянно мотаемся по республике, но это позволяет аккумулировать средства и пускать их в дело. Благодаря минимальным расходам на содержание штата, мы запустили программу «Светлый подъезд» и вместо аварийных ведем плановые работы в домах, не требуя с населения ни одной дополнительной копейки. Если бы управляющие компании решили проблему раздутых штатов, жить стало бы легче и им, и нам. Татьяна ГИМАТДИНОВА. |