ЛИЦА, МАСКИ, ГРИМАСЫ…





Untitled Document

«Часто ли вы ходите в театр?» Этот вопрос у челнинцев может вызвать недоумение, несмотря на то, что в городе три профессиональных театра. Детям есть куда пойти – в театр кукол, ставят
детские спектакли и «Мастеровые». А вот тем, кто постарше… Судите сами: у «Мастеровых» сейчас в репертуаре всего четыре взрослых спектакля, последний из которых – «Событие» – датируется 2004-м годом. За полтора года жизни в новом здании театр не выпустил ни одной взрослой премьеры. Есть еще татарский драматический – театр интересный, но незнание языка не дает мне восхититься его постановками в полной мере.

 

Коллектив театра-студии «Ника»

 

А знаете ли вы, что когда-то в Набережных Челнах было четыре драмтеатра и столичные критики называли наш город самым театральным молодым городом страны… «Распалась связь времен», – говорил Гамлет. Что ж, попробуем ее восстановить.

«Нас пригласили,
мы приехали…»

– так рассказал о своем приезде на «КАМАЗ» режиссер Николай Пархоменко. В 1974 году по специальному приглашению приехали в автоград два режиссера – выпускники Московского училища культуры – для создания своих театров-студий. Н. Пархоменко при ДК «Автозаводец» набрал из камазовцев театральную группу, с которой поставил спектакль «А зори здесь тихие…» по повести
Б. Васильева. Премьера состоялась 9 мая 1975 года, в день празднования 30-летия Победы. Он стал датой рождения «Ники» – такое «победное» название дали студийцы своему театру.

В эти же дни другой режиссер – Юрий Колесников – на заводе двигателей показывал спектакль «Дороги, опаленные войной». С него берет свой отсчет студия «Мастеровые», через 20 лет ставшая профессиональным театром. Так более 30 лет назад родился челнинский театр. Начали работать и другие молодые режиссеры: Николай Мищенко организовал при ДК «КАМАЗа» студию «Лицедеи», Валентина Куликова в ДК «Энергетик» студию «Грэй».

Каждый театр постепенно начинает обретать свое собственное лицо. «Нику» за раскрытие злободневных тем и откровенный разговор с современниками можно было бы назвать театром социальным (характерные работы: «Мы – новая волна», «Ночь после выпуска»), «Мастеровые» за тяготение к поэзии и романтике – театром поэтическим («Диалоги о любви», «Гори, гори, моя звезда»). Стиль «Грэя» можно определить как зрелищный, хулиганский, темпераментный («Принц и нищий»), «Лицедеи» же заняли позицию ТЮЗа, где ставились работы, рассчитанные в основном на детскую и подростковую аудиторию («Буратино», «Ящерица»).

 

В 1977-1979 годах появляются первые серьезные постановки, которые начали привлекать многих зрителей. Одной из самых удачных своих работ режиссер «Ники» считает спектакль по пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Кстати, эта постановка получила звание лауреата на фестивале «Казанская весна-78».
Режиссер «Ники» Николай Пархоменко

 

У «Мастеровых» в это же время вышел спектакль «Диалоги о любви» по любовной лирике поэтов, начиная от ХVI века и заканчивая ХХ. Постоянно видоизменяясь, постановка продержалась в репертуаре коллектива 15 лет! У «Грэя» наиболее интересной работой стала «Девочка Надя», выполненная в нехарактерном для театра стиле и повествующая о трагически короткой жизни юной художницы Нади Рушевой.

Все эти театры по статусу были любительскими, то есть там играли обычные горожане, которые под чутким руководством режиссеров-профессионалов выросли в приличных актеров. Но по-настоящему профессионального театра в Набережных Челнах по-прежнему не было, пока в городе в конце 70-х не появился самобытный коллектив под названием «Маска». Театр этот прибыл к нам из Ленинграда, руководитель его В. Овсянников – перспективный режиссер, окончивший Ленинградский театральный институт, как и его молодые актеры. Уникальность «Маски» заключалась в том, что театр представлял собой синтез пантомимы, драматического искусства и искусства кукольника. Наиболее удачными работами коллектива стали «Обыкновенное чудо», «Декабристы» и «Смерть Тарелкина».

К сожалению, в начале 80-х, в связи с проблемами со зданием, общей неустроенностью, этому коллективу, каких тогда в СССР были единицы, пришлось покинуть Челны навсегда. По схожим причинам спустя десятилетие закроют свои двери почти все театры-студии города. Но впереди еще была счастливая пора.

Расцвет

Начало 80-х – благословенное время. Город всячески помогает театрам развиваться, на что те отвечают серьезными творческими успехами. «Ника» получает помещение в доме 1/16 (после закрытия театра там работали «Мастеровые» до переезда в интерклуб). «Мастеровые» переехали с «движков» в ДК «КАМАЗа», «Грэю» при ДК «Энергетик» создают собственный камерный зал.

 

1982 год – время первого официального признания: «Ника» и «Мастеровые» получают звания народных. В том же году в городе впервые прошел режиссерский семинар, на котором его руководитель, доцент Щукинского театрального училища Альберт Буров, заявил, что у наших театров высокий уровень и хорошая основа для дальнейшего развития.
«Мастеровые»: спектакль «Скамейка»

 

С этого момента о Набережных Челнах говорят как о самом театральном молодом городе СССР. Публикации о наших театрах появляются в крупных московских театральных изданиях и даже в зарубежной прессе. «Ника» колесит с гастролями по БАМу, участвует в творческой конференции в Тбилиси. «Мастеровые» и «Грэй» постоянно выезжают на фестивали, гастролируют в Москве.

Труппы берутся уже не только за постановки по пьесам современных авторов, но и за классику. По признанию столичных критиков, знаком качества челнинских театров, помимо добротной режиссуры, становится сильная актерская игра, что большая редкость для любительских коллективов.

За заслуги перед республикой «Ника» в 1988 году награждается престижной премией им. Мусы Джалиля. А самым главным явлением театральной жизни города 80-х стали проводимые с 1983 года всесоюзные фестивали, организованные Николаем Пархоменко и «Никой». В мае 83-го на первый фестиваль съехались коллективы более чем из 10 городов Уральского и Приволжского регионов. Открывался он торжественным шествием по бульвару Энтузиастов, далее целую неделю шли показы фестивальных работ.

За время четырех фестивалей, проведенных в 1986, 1988 и 1990 годах, на площадках города выступило около 50 коллективов со всего СССР. Современные, классические, авангардные – каких только спектаклей не увидели Челны в те годы! В 90-м к нам съехались коллективы со всех союзных республик, а также из Польши, Болгарии и Венгрии. 10 фестивальных дней стали своеобразным дружеским братанием перед распадом СССР.

Кризис

Грядущие сложности режиссеры начали ощущать еще в конце 80-х. В городской и республиканской печати выходят интервью, в которых они жалуются на нехватку помещений для занятий, недостаточное внимание со стороны завода и города. В ответ на просьбы театралов городские власти закладывают фундамент так называемого Дома театра в 46-м комплексе, который должен был стать общим домом всех театров-студий. Но с распадом СССР и разрушением всей финансовой системы эти планы не осуществились.

Творить без стабильного финансового обеспечения театрам становится все труднее – их творческая активность уже далеко не та, что была в 80-е. Хотя режиссеры продолжают выпускать спектакли. А Николай Мищенко в 1991 году создает совместно с Петербургским театральным институтом школу театрального искусства, в которой и сегодня дети открывают для себя мир театра.

На театральную жизнь города, безусловно, повлиял и пожар на заводе двигателей. В это трудное время массовых сокращений и перебоев с зарплатой руководство «КАМАЗа» объявило, что завод сможет содержать лишь один театр. Им становятся «Мастеровые». «Лицедеи» и «Ника» закрываются. Закрытие «Ники» сопровождалось митингами протеста участников студии, их родителей и зрителей, но это ни к чему не привело. Еще раньше уехала из города В. Куликова, и «Грэй» распался. Так в 1995-м году завершилась целая культурная эпоха в истории города.

Судьбы тех, кто создавал культуру Челнов, воспитал не одно поколение учеников и зрителей, сложились по-разному. О них рассказал Николай Пархоменко, который сейчас преподает в филиале Московского университета культуры: «Руководитель «Мастеровых» Юра Колесников умер в 1997 году. Валя Куликова вышла замуж и уехала жить в Москву, больше о ней я ничего не слышал. Мищенко, по-моему, снова преподает где-то в Ростовской области».

В его словах – боль от потери любимого детища. «Во сне иногда вижу: весь город превратился в театр, везде построены импровизированные подмостки, на каждом из которых идет спектакль», – сказал Пархоменко в интервью перед закрытием «Ники». На этом мы заканчиваем нашу историю. Хотя, как знать – сны тоже иногда сбываются…

Никита Кобелев.

 
 
 


Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Огромное спасибо за память и упоминание театра «Маска» и В .Овсяникова. Помним, сожалеем. Город много потерял, с закрытием таетра » Маска» Да, формат непривычный пантомимо, может поэтому не получили подержку, недальновидно. Коллектив высокой культуры, образованные, одним словом интелегенция. Не побоюсь написать способные , одаренные и где то талантливые. Как в анекдоте Ю.Никулина : не судьба

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*