В легкий шок поверг Сергей Когогин членов правительства и генеральных директоров промышленных предприятий республики своим выступлением на совещании, посвященном перспективам развития машиностроительного комплекса Татарстана. Оно состоялось в конце прошлой недели в мэрии Набережных Челнов.
|
||
Нехватка трудовых ресурсов вынуждает «КАМАЗ»
заняться проектом производства жилья с низкими затратами |
||
Необходим прорыв
Минорный тон совещанию задал премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. В своем вступительном слове он заметил: Из выступления директора Центра экономических и социальных исследований РТ Алевтины Кудрявцевой стало понятно, что правительство, выбрав инновационный путь развития, делает ставку на машиностроительный комплекс, удельный вес которого в общем объеме производства без учета нефтяной промышленности составляет 40,7%. В первую очередь надежды связаны с «КАМАЗом». За первое полугодие предприятия отрасли отгрузили продукции на 339 млрд. рублей, что на 9,9% больше, чем в прошлом году. – ОАО «КАМАЗ» уже сегодня достигло параметров 2010. По уточненному бизнес-плану, в 2007 году будет произведено 53700 грузовиков, а к 2010-му – 70 тысяч грузовых автомобилей, – заявила Алевтина Кудрявцева. В то же время, по ее словам, 32% предприятий республики являются убыточными. В том числе в машиностроительной отрасли – 28%. На их долю приходится 2% от общего объема производства, и в них заняты 5% от общего числа работающих. – Зададимся вопросом, может ли экономика, для которой требуется прорывное инновационное развитие, иметь такое обременение? Таких предприятий не должно быть! И чем раньше это будет сделано, тем лучше, – подвела итог выступающая.
«Не нужно Согласно регламенту генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин должен был уложиться в 10 минут. Однако выступил он настолько хорошо, что в течение 47 минут все слушали, затаив дыхание. Вкратце обрисовав ситуацию на автогиганте, Сергей Анатольевич перешел к теме производства автокомпонентов и сотрудничества «КАМАЗа» с татарстанскими производителями. Начал он, естественно, с КИП «Мастер»: – С помощью республиканского правительства мы за два года практически создали новый завод численностью 1700 человек и потратили на это 450 млн. рублей, – сказал он. – Недавно независимые аудиторы оценили КИП «Мастер» в 813 млн. рублей. Из подвалов, гаражей на белый свет начали выходить люди, заработавшие деньги на «сером рынке», организовывать нормальные производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако я бы хотел предостеречь наших партнеров. За последние два года все российские поставщики только и делали, что регулярно повышали цены. А зарубежные только снижали. В итоге разница дошла до 25%! При таком ценовом диспаритете всякая лояльность к собственному производителю кончается. Еще хотел бы отметить, что не нужно питать иллюзий. Если вы собираетесь заняться, например, поршнями, то для того, чтобы быть конкурентоспособным, вам необходимо производить в год 1 млн. штук. Радиаторов – 400 тысяч, механических КПП – 200 тысяч, сидений – 40 тысяч и т. д. |
||
|
||
«Мы неэффективны» Далее Сергей Когогин привел некоторые показатели автогиганта в сравнении с ведущими мировыми автопроизводителями. Так, например, по обороту запасов «КАМАЗ» отстает только от «Тойоты», а по такому показателю, как соотношение долга с выручкой – только от «МАНа». У «Форда» этот показатель хуже в пять раз! – Вроде бы все хорошо, но мы с вами неэффективны, – заметил он и привел пример того, как деталь проходит механическую обработку у нас и у японцев. На «КАМАЗе» один процент времени уходит собственно на саму механическую обработку, а все остальное время деталь или куда-то везут, или она просто лежит. У японцев этот показатель в 20 раз лучше! В итоге один из важнейших показателей – производительность труда – у нас очень низкий. Если на «Тойоте» он составляет больше 0,6 млн. евро в год на одного работающего, то на «КАМАЗе» – менее 0,1. (В среднем по Татарстану – 0,03. – Прим. ред.) – На российский рынок в массовом порядке приходят конкуренты, – напомнил гендиректор «КАМАЗа». – При такой производительности труда конец гораздо ближе, чем мы думаем! И даже у тех, кто сегодня работает с прибылью! Нам еще расти и расти, дорога предстоит бесконечно длинная, ведь конкуренты тоже не стоят на месте. |
||
|
||
Потенциал исчерпан Дальше – больше. Напомнив о том, что в прошлом году в Набережных Челнах индекс промышленного производства составил 23,5%, а в первом квартале нынешнего года 47%, Сергей Анатольевич заявил, что потенциал развития города исчерпан. – Пора подумать о будущем Набережных Челнов, – считает гендиректор «КАМАЗа». – Я бы просил правительство очень внимательно отнестись к развитию инфраструктуры города: строительству жилья, детсадов, школ и т. д. С моей точки зрения, население Набережных Челнах необходимо увеличить на 200 тысяч человек. Для этого нужна четкая программа развития города. Бизнес не сможет развиваться, если не будет развития инфраструктуры и персонала. Решение этих проблем мы должны делить с государством. Если партнерства не получится, тогда мы сами будем развивать обучение, думать про инфраструктуру или о переносе бизнеса туда, где все это есть. |
||
«Мы и так уж молчим»
В заключение Сергей Когогин посчитал нужным извиниться: Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, комментируя выступление гендиректора «КАМАЗа», сказал, что целиком и полностью с ним согласен: – Мы собрались не для того, чтобы похвастаться друг перед другом, – сказал он. – Мы очень озабочены сложившейся ситуацией, поскольку самое лучшее время для развития отрасли мы уже проспали и теперь бежим за последним вагоном уходящего поезда. Запрыгнем в него или нет – это еще большой вопрос. Не стыдитесь учиться! Путь «КАМАЗа» должны пройти все. Наверное, сегодня не всё из сказанного Сергеем Анатольевичем было приятно слушать, но куда денешься? Мы и так уж о многих вещах молчим, – заметил премьер. Равиль САБИРОВ. |
||
|