За последние десятилетия в российских городах не только ухудшилась экологическая обстановка, но и многократно вырос уровень шума. Статистика тревожна: проблемы со слухом есть у каждого пятого горожанина. Длительное воздействие звуковых нагрузок приводит к отмиранию чувствительных слуховых клеток во внутреннем ухе.
|
Болезнь приходит незаметно К чересчур громким шумам можно привыкнуть – научиться не обращать на них внимания. Но без последствий для здоровья это не пройдет. Нарушения слуха часто развиваются медленно и незаметно – возможности организма к адаптации маскируют болезнь. Но однажды среди говора множества людей человеку вдруг становится трудно выделить отдельные голоса. Все смеются чьей-то шутке, а он не может понять, чем вызвано веселье. Потом «исчезают» звуки высоких частот: женские и детские голоса, пение птиц. Человек плохо воспринимает начало и конец фразы, постоянно переспрашивает, говорит «на повышенных тонах», включает телевизор на большую громкость, действуя окружающим на нервы. Все это может быть первыми признаками того, что со слухом не все в порядке. Людей старшего возраста, как правило, такие изменения не слишком волнуют: «Говори, сынок, погромче да почетче – я тебя и услышу». Но молодого и активного они приведут в состояние растерянности и депрессии. Плохой слух затрудняет общение, сужает возможности: больному подходит уже не всякая работа, а в дальнейшем «светит» постепенная изоляция от общества, снижение качества жизни.
Нельзя переоценить и значение слуха в интеллектуальном развитии ребенка. Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок «гулит», с пяти-шести месяцев – лепечет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь его уже можно считать сформированной. Если ребенок не слышит всех звуков и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка. Нарушения слуха у малыша обычно обнаруживает мать: время идет, а ребенок не говорит, происходит задержка речевого развития. Мама должна быть очень внимательна к своему малышу: реагирует ли он на слова, просыпается ли от хлопанья двери, плачет ли от громких, неприятных звуков… При малейшем подозрении на глухоту нужно обращаться к врачу. И чем оперативнее произведено правильно диагностирование, тем больше шансов на успех реабилитационного процесса. Г. КАЗАКОВА, |