Известный писатель-сатирик несколько лет ведет на канале «Культура» программу «Вокруг смеха нон-стоп», где заставляет зрителей вспомнить об интеллектуальном юморе, который сегодня, к сожалению, становится уже дефицитом. | ||||
|
||||
«Работа авторская и актерская привела меня к мысли,
что я не смогу быть профессиональным врачом» |
||||
– Аркадий Михайлович, как вы пришли в сферу сатиры и юмора? – В медицинском институте мы работали над постановками, драматическими произведениями, «капустниками», с которыми разъезжали по всей стране. Работа авторская и актерская привела меня к мысли, что я не смогу быть профессиональным врачом на всю жизнь, потому что тяга к литературе была выше, а совмещать ее с медициной было невозможно и нечестно по отношению к больным. Я по этому поводу пошутил: «Чехов из меня не получится!». Хотя было грустно и тяжеловато.
– Мы с ним разные по мировосприятию – он больше тяготеет к общению с людьми, с залом, у меня же это общение на втором месте. Главное для меня – общаться с людьми через напечатанное и опубликованное. Задорнов же актерски очень одаренный человек, у него есть чувство зала, он держит зал и один из немногих, кто испытывает удовольствие от того, что четыре часа стоял на сцене. Он чувствует болевые точки времени!
– Юмор стал достоянием шоу-бизнеса, рейтинга. Люди смотрят и «Аншлаг», и «Кривое зеркало», но меня напрягает то, что у другого юмора и сатиры, более высоких по вкусу и понятиям, нет возможности конкурировать. А это похоже на систему «Макдоналдс» – представьте, что вся страна покрыта этой сетью: закрыты продуктовые рынки, магазины, рестораны, люди забыли, как готовить еду дома, а все бегают в «Макдоналдс» и ничего другого не знают. И все забыли о другой еде! У юмора должна быть конкуренция, тогда люди разберутся, что хорошо, а что плохо. Об этом мы и говорим по каналу «Культура».
– Я против морали и указующего перста, она уместна в баснях. Но после каждого выступления человек должен задуматься и сказать: «Как же точно говорит этот актер или писатель! Я думаю так же, но мне и в голову не пришло посмотреть вокруг». Но главное в любом выступлении – это форма. Без нее нет литературы и творчества! Когда была цензура, для того чтобы ее обмануть, нужно было упаковать свои мысли в такие обертки, чтобы цензор не смог разобраться, а зритель мог добраться до истины. А сейчас, когда поток информации огромный и ничего не скрывается, никаких тайн нет, существует свобода слова и говори, что хочешь, вроде отпала необходимость формы. Что упаковывать? И в этой конкуренции многие вынуждены свой юмор снижать, а пояс и штанишки опускать все ниже и ниже.
– Безусловно. «Городок», несмотря на некоторые проколы, самая лучшая юмористическая программа.
– Это очень одаренные люди, со многими из них я знаком. Но они отрабатывают ту самую «попсу» в юмористическом плане, которая завладела умами многих молодых – убогая по словам, музыке, исполнению, поверхностная, вызывающая желание двигаться под большое количество басов и выпивать. Глядя на тех, кто смотрит и аплодирует ребятам, видишь, что они довольны уже от того, что вслух произнесли нецензурное слово. Я не против ненорматива, но его можно использовать только тогда, когда это необходимо.
– У нас много талантливой молодежи, но ей никто не может сказать, что хорошо, а что плохо. Они смотрят ТВ и используют все свое дарование для показа еще одного Максима Галкина или Винокура. А зачем мне это клонирование? Дайте мне что-то самостоятельное! Можно иметь кумира, но нельзя стремиться к тому, чтобы повторить его. Сергей КОЧНЕВ. |
||||
|