АРКАДИЙ АРКАНОВ: «У ЮМОРА ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКУРЕНЦИЯ»





Untitled Document

Известный писатель-сатирик несколько лет ведет на канале «Культура» программу «Вокруг смеха нон-стоп», где заставляет зрителей вспомнить об интеллектуальном юморе, который сегодня, к сожалению, становится уже дефицитом.

 

«Работа авторская и актерская привела меня к мысли,
что я не смогу быть
профессиональным врачом»

 

– Аркадий Михайлович, как вы пришли в сферу сатиры и юмора?

– В медицинском институте мы работали над постановками, драматическими произведениями, «капустниками», с которыми разъезжали по всей стране. Работа авторская и актерская привела меня к мысли, что я не смогу быть профессиональным врачом на всю жизнь, потому что тяга к литературе была выше, а совмещать ее с медициной было невозможно и нечестно по отношению к больным. Я по этому поводу пошутил: «Чехов из меня не получится!». Хотя было грустно и тяжеловато.


– А не грустно, что наше телевидение из вашего писательского цеха предпочитает чаще показывать Михаила Задорнова и в гораздо меньшей степени Жванецкого, Альтова, Измайлова, вас?

– Мы с ним разные по мировосприятию – он больше тяготеет к общению с людьми, с залом, у меня же это общение на втором месте. Главное для меня – общаться с людьми через напечатанное и опубликованное. Задорнов же актерски очень одаренный человек, у него есть чувство зала, он держит зал и один из немногих, кто испытывает удовольствие от того, что четыре часа стоял на сцене. Он чувствует болевые точки времени!


– В последнее время весь наш юмор окопался в «Кривом зеркале» и «Аншлаге». Это беда?

– Юмор стал достоянием шоу-бизнеса, рейтинга. Люди смотрят и «Аншлаг», и «Кривое зеркало», но меня напрягает то, что у другого юмора и сатиры, более высоких по вкусу и понятиям, нет возможности конкурировать. А это похоже на систему «Макдоналдс» – представьте, что вся страна покрыта этой сетью: закрыты продуктовые рынки, магазины, рестораны, люди забыли, как готовить еду дома, а все бегают в «Макдоналдс» и ничего другого не знают. И все забыли о другой еде! У юмора должна быть конкуренция, тогда люди разберутся, что хорошо, а что плохо. Об этом мы и говорим по каналу «Культура».


– Должна ли быть какая-то мораль в произведениях авторов? Или сейчас этого не нужно?

– Я против морали и указующего перста, она уместна в баснях. Но после каждого выступления человек должен задуматься и сказать: «Как же точно говорит этот актер или писатель! Я думаю так же, но мне и в голову не пришло посмотреть вокруг». Но главное в любом выступлении – это форма. Без нее нет литературы и творчества! Когда была цензура, для того чтобы ее обмануть, нужно было упаковать свои мысли в такие обертки, чтобы цензор не смог разобраться, а зритель мог добраться до истины. А сейчас, когда поток информации огромный и ничего не скрывается, никаких тайн нет, существует свобода слова и говори, что хочешь, вроде отпала необходимость формы. Что упаковывать? И в этой конкуренции многие вынуждены свой юмор снижать, а пояс и штанишки опускать все ниже и ниже.


– Но есть же исключения – тот же «Городок», например.

– Безусловно. «Городок», несмотря на некоторые проколы, самая лучшая юмористическая программа.


– А новые юмористы? Любимцы молодежи «Comedy Club»?

– Это очень одаренные люди, со многими из них я знаком. Но они отрабатывают ту самую «попсу» в юмористическом плане, которая завладела умами многих молодых – убогая по словам, музыке, исполнению, поверхностная, вызывающая желание двигаться под большое количество басов и выпивать. Глядя на тех, кто смотрит и аплодирует ребятам, видишь, что они довольны уже от того, что вслух произнесли нецензурное слово. Я не против ненорматива, но его можно использовать только тогда, когда это необходимо.
Великий Никулин позволял себе, рассказывая анекдоты, весьма нецензурные слова, но никто не мог обвинить его в грубости и пошлости – это было необходимо! Нецензурщина и мат – это языковая окраска. А если языкового запаса мало, то это выглядит убого! И есть опасность, что, кроме «КК», молодняк ничего воспринимать не будет. Но их место в кабаре, ночных клубах. А если говорят, что это образец юмористического искусства, это не так.


– Хочется верить, что молодые таланты есть не только в «Comedy Club» и у Петросяна…

– У нас много талантливой молодежи, но ей никто не может сказать, что хорошо, а что плохо. Они смотрят ТВ и используют все свое дарование для показа еще одного Максима Галкина или Винокура. А зачем мне это клонирование? Дайте мне что-то самостоятельное! Можно иметь кумира, но нельзя стремиться к тому, чтобы повторить его.

Сергей КОЧНЕВ.

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
– Вы замечаете, что после просмотра юмористических программ все меньше тем для размышления зрителям?
– Юмор бывает разным: человека можно заставить смеяться биологически, а можно интеллектуально. Я за второй вид юмора, потому что биологический смех вызвать несложно, но человек, которого, допустим, пощекотали, быстро забывает, почему это сделали с ним. Он доволен, но сказать, что в социальном плане у него все хорошо, я не могу. А ведь важно посмотреть и оглянуться вокруг и просмеять свое собственное существование! Когда у человека все есть – и дача, и машина, и возможность поехать на Мальдивы, у него этой потребности нет, а когда человек живет плохо и хохочет, то это уже сумасшедший дом.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*