РОДИТЕЛИ НЕ СМОГУТ ЗАМЕНИТЬ ЛОГОПЕДОВ

Untitled Document

В этом учебном году случился «переполох»: в специализированной коррекционной школе №89 сократили количество классов для детей с речевой патологией – остались только начальные. Не исключена вероятность, что уменьшится и число логопедических групп в детских садах. А между тем специалисты обеспокоены: по статистике у 25% четырехлетних детей есть нарушения речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.

 

Совместная работа
нескольких специалистов
дает эффективный результат

 

– С каждым годом количество детей с речевыми проблемами увеличивается, – говорит логопед высшей категории с 18-летним стажем Галина Мирзанурова. – Приоритетной и тяжелой речевой патологией на сегодняшний день становится ОНР – общее недоразвитие речи – отсутствие или грубый дефект речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях. Уровней недоразвития речи три. Первый – «безречевые дети». Они пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают свои «высказывания» мимикой и жестами. Знакомое детское «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход. При втором уровне, кроме жестов и «лепетных» слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Кроме того, произношение детей не соответствует их возрасту, они сокращают количество слогов в слове, например, «тевики» вместо «снеговики». При третьем уровне ОНР ребенок выстраивает предложения, но без «перевода» родителей его невозможно понять. В этом случае есть лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения в речи.

По мнению специалистов, очень важно, чтобы ребенок с ОНР вовремя попадал в логопедическую группу в детском саду и получал специализированную помощь. Там занятия с детьми проводятся систематически, причем как групповые, так и индивидуальные. В группах с ОНР первого-третьего уровня детям требуется двухгодичная коррекция, а если у ребенка преимущественно страдает звукопроизношение (не поставлено более пяти звуков) ему понадобится коррекция в условиях речевой группы на один год.

 

ЦИФРЫ
И ФАКТЫ
> В детских садах Набережных Челнов было открыто 56 речевых групп (по 12-14 человек) и 55 логопунктов.
> В средних общеобразовательных школах работает 28 логопунктов.
> Логопеды ведут прием в детских поликлиниках и детской стоматполиклинике №1.
> Специализированную помощь можно получить в логопедическом центре, где с ребенком проводятся индивидуальные занятия, а с пяти лет есть возможность пройти компьютерную диагностику и поучаствовать в компьютерных логопедических занятиях.

Если ребенок не попадает в специализированную группу в детском саду, а приходит на занятия к логопеду в поликлинику, то могут возникнуть определенные сложности. Не всегда родители могут приводить детей на занятия, а дома не у каждой мамы хватит терпения делать речевые упражнения вместе со своим чадом, или логопед уходит в отпуск, на больничный, в декрет – систематичность прерывается. А дорог каждый день, потому что к школе желательно максимально выправить ситуацию. Но это, к сожалению, не всегда получается либо по причине позднего обращения к специалисту, либо из-за перерывов между занятиями, либо из-за большого числа непоставленных у детей звуков. При изначально тяжелой речевой патологии добиться хорошей динамики в коррекции трудно даже за два года, поэтому детям требуется дальнейшее обучение в речевой школе.

– Мы очень радовались, – вспоминает Галина Мирзанурова, – когда у нас в городе была открыта речевая школа. Она хоть и переезжала из здания в здание, но просуществовала много лет. Сейчас в ней остались только начальные классы. А детям, которые перешли в среднее звено, предложили или обучение в обычной школе, или речевой интернат в Казани. Но не каждый родитель согласится отпустить 10-летнего ребенка жить и учиться в другой город. В обычной же школе ребята с серьезной речевой патологией попадут в разряд отстающих. А поскольку интеллект у них сохранен, то и во вспомогательную школу их отдавать нельзя. При такой ситуации нельзя сокращать ни одной логопедической группы в детсадах. К тому же, если такое произойдет, то резко увеличится нагрузка на логопедов в поликлиниках, которая будет для них непосильной ношей.

По мнению директора логопедического центра Елены Багаутдиновой, если закроют речевые группы в детских садах, то вся тяжесть занятий с детьми ляжет на плечи родителей: они останутся практически наедине с проблемой ребенка и им придется осваивать профессию логопеда.

Светлана МАРАЧА.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*