Бурными овациями, криками «Афарин!», «Браво!» наградили зрители авторов спектакля «Хаят», а также артистов, занятых в нем, на премьере, которая состоялась 9 октября в концертном зале имени Сары Садыковой. |
||
|
||
Артистов еще долго
не отпускали со сцены |
||
Журналист «Недели» поинтересовалась у зрителей, какие у них остались впечатления от спектакля.
– Сегодняшняя премьера – безусловно, событие в культурной жизни республики. Причем событие, которое взволновало всех, кто имел счастье увидеть этот спектакль. То, что происходило на сцене, находило отклик в душе у каждого зрителя. Я, например, видела плачущих женщин и, честно признаюсь, что давно не наблюдала таких эмоциональных переживаний в зале. Думаю, главная причина успеха – это истинная литература. Равиль Сабыр – большой молодец. Он очень своевременно обратился к произведениям Фатиха Амирхана и Гаяза Исхаки. Сегодня я поняла, что наследие татарской литературы – совсем невозделанный пласт. У нас ведь есть еще столько прекрасных произведений, которые несут нашу ментальность! Молодежь мало знает о них, потому что воспитывается на кино и ТВ. А то, что мы увидели сегодня – это действительно высокая литература и высокое искусство. Благодаря этому спектаклю мы сможем донести до молодых людей наш богатейший духовный опыт. И это очень здорово!
– Я от души поздравляю своего земляка, драматурга Равиля Сабыра с триумфальным дебютом! Очень рад за него. Великолепный спектакль! Я настолько увлекся им, что даже не заметил, в каких эпизодах использованы мотивы рассказа Амирхана, а в каких Исхаки. Все настолько тонко построено, что через интриги конфликт созревает, созревает и… взрывается! Замечательно играет Хаят Гузель Исмагилова, несмотря на то, что это ее первая роль. Думаю, у нее очень большое будущее. Мне также понравились Рафиль Сагдуллин в роли Махмута и Чулпан Казанлы в роли Лизы. Великолепен Фанис Сахабутдинов, который играет Салиха! Это просто чудо, как он играет! Фанис достоин приза за лучшую роль второго плана. Единственный момент, который мне показался недоработанным, это то, что мы в первом акте практически не видим образ главного героя Гали. Потом он, конечно, раскрывается, однако, считаю, что Гали должен присутствовать на сцене и в начале спектакля. |
||
|
||
Факиль Сафин, писатель, лауреат премии имени Гаяза Исхаки: – Спектакль, безусловно, удался. В то же время в нем есть существенные авторские и режиссерские недоработки. Например, Салих и его брат Гали, между которыми выбирает Хаят, показаны неравнозначными личностями, и это не дает драме развиться в полную силу. Салих – какой-то недотепа, дурачок. Мне кажется, это не логично. Ведь он учился в Бухаре, которая была центром образования. А режиссер вывел Салиха человеком, который двух слов связать не может. Симпатии зрителей, безусловно, на стороне его брата, студента Московского университета Гали. Он приверженец нового, пламенный оратор. Тем не менее Хаят не спешит сделать выбор в его пользу. Ее пугает его авантюризм. В спектакле подняты идеи джадидизма. Они охватывают много проблем: отцов и детей, так называемой русской линии, то есть интегрирование татар в европейское сообщество через русскую культуру и т. д. Однако эти идеи в спектакле только обозначены и до конца не проработаны, хотя в пьесе они присутствуют в более полном объеме.
– Я получила истинное удовольствие. Во-первых, хочу отметить удачную находку режиссера – дебютантку Гузель Исмагилову, сыгравшую роль главной героини.Она справилась со своей задачей на все 100 процентов! Во-вторых, философские вопросы, поднятые автором пьесы, актуальны и сегодня. Через судьбу Хаят драматург показывает судьбу татарского народа. Вопрос выбора своего пути развития еще не снят с повестки дня. И это болезненный процесс. Например, как интегрироваться в европейский демократический процесс, не теряя своей национальной самобытности? Эта пьеса показала, что у Равиля Сабыра, как у драматурга, большое будущее. Я перечитала рассказ Амирхана и была поражена тому, как Равиль его переделал. У него уже в первом произведении, как в классической пьесе, есть «ружье», которое «выстреливает» в последнем акте. В-третьих, мне понравилась работа режиссера Булата Бадриева. Как говорят, короля играет свита. Главная заслуга Булата, как мне кажется, состоит в том, что он сумел весь актерский состав собрать вокруг главной героини так, чтобы они так же были естественны и органичны, как и сама Хаят.
– Я впервые побывала в татарском театре. Синхронный перевод меня полностью удовлетворил, со всеми вместе и смеялась, и плакала. Мне кажется, спектакль станет популярным в народе и будет идти на сцене еще долго. Все актеры, занятые в спектакле, блестяще справились со своими ролями. Нельзя не отметить работу художника Рании Хайруллиной. Она сумела оптимально использовать сцену театра. Хотя декорации не меняются в течение всего действия, они показывают и перемену погоды, и времена года, и настроение действующих лиц. Мне очень приятно, что молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя режиссер Булат Бадриев и начинающий драматург Равиль Сабыр, поставив этот спектакль, образовали творческий союз. Надеемся, что спектакль «Хаят» – не последняя их совместная работа. Будем ждать, чем же они нас удивят в следующий раз. |