Они почти такие же, как их сокурсники – будущие юристы, экономисты, менеджеры. Такие же молодые, смышленые ребята и девушки. Только, в отличие от бесшабашных студентов-очников, к учебе они относятся в тысячу раз серьезнее. Потому что учеба для них – не прихоть и не блажь, и не «услуга» родителям. Для них это, в первую очередь, принципиально важное решение, которое в дальнейшем определит всю их жизнь. Ведь речь идет о челнинских инвалидах. | ||
|
||
Дистанционная система обучения предполагает милосердное отношение к студентам-инвалидам
|
||
Давайте признаемся сами себе: мы не привыкли видеть среди нас инвалидов, не привыкли общаться с ними, смотреть им в глаза. Нам трудно представить, что, зайдя, скажем, в нотариальную контору, мы должны будем беседовать… ну, например, с колясочником или слабовидящим человеком. Не потому, что мы плохие – просто таков менталитет. И ломать его трудно. Особенно тем, кто первым среди инвалидов решается получать высшее образование. |
||
ОБУЧЕНИЕ «НА ДИСТАНЦИИ» |
||
В Набережночелнинском филиале академии управления ТИСБИ учится 68 челнинцев с ограниченными возможностями здоровья: 20 – на деньги Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ, остальные – на свои собственные (правда, потом, благодаря упралению соцзащиты города, эти 7,5 тысяч в год можно вернуть все до копейки). Случай почти беспрецедентный: в России – всего четыре вуза, взявшихся за спецпрограммы для инвалидов. |
||
Это значит, ребята посещают лишь первые несколько установочных лекций по базовым для их специальности дисциплинам. Потом из непосредственного контакт с преподавателями становится опосредованным: студенты продолжают постигать азы экономики, менеджмента и юриспруденции на дому, лишь изредка созваниваясь с наставниками или списываясь по «электронке». В общем, учатся сами. Думаете, просто? Отнюдь. Вспомните свои студенческие годы. Сколько раз, бывало, подходишь к преподавателю, когда что-то непонятно, или просишь об отсрочке контрольной работы. А тут – никаких дополнительных объяснений и поблажек. Вот тебе лекции, вот учебники – и за дело! |
||
ЭКЗАМЕНЫ НЕ СДАЮТ, А «ДВОЙКИ» ПОЛУЧАЮТ! – Чем же тогда дистанционная система обучения отличается от заочной? – удивится читатель. Все очень просто: она предполагает более милосердное отношение к студентам с ограниченными возможностями. У инвалидов, учащихся в ТИСБИ, нет сессий как таковых: во-первых, чтобы избавить их от необходимости – для некоторых мучительной – через каждые 3-4 дня ездить на экзамены, а во-вторых, чтобы не подвергать и без того больных людей лишнему стрессу, ведь, согласитесь, редко для кого из нас «экзамен – это всегда праздник»! Вместо экзаменов инвалиды пишут дома, а потом приносят или присылают по Интернету многочисленные контрольные по всем дисциплинам, которые проходят. Большая их часть – в форме тестов, но задания, какой предмет ни возьми, довольно сложные, предусматривающие распространенные ответы, – не только на знания, но и на умение размышлять, так что планку высшего образования, вопреки досужему мнению, в ТИСБИ не снижают даже для инвалидов, а потому «двойки» за контрольные работы среди студентов-«надомников» – не такая уж редкость. Уж очень преподаватели строгие. Наталья Пилипенко и Ренат Назмиев – одни из лучших студентов в своем потоке. Она – без пяти минут управленец, он – без одного года финансист. У обоих – серьезные диагнозы: Наташа после автокатастрофы ходит с палочкой, у Рената – тяжелое последствие ДЦП – правосторонний гимипарез. Но учатся они вдумчиво и, как видно, с удовольствием. И даже о «двойках» говорят без обиды и раздражения. – Едва ли кто из нас избежал законной «пары», – улыбаются они. – Ошибешься, бывает, в расчетах или еще в чем-нибудь или схалтуришь (чего греха таить, и такое случается!) – и вот, работа возвращается. Это значит, «два». Хорошо еще, преподаватели идут навстречу и разрешают переделывать! |
||
ИМИ ВОСХИЩАЮТСЯ А преподаватели здесь и вправду очень душевные. Сами бы они, конечно, ни за что не признались в особом отношении к студентам-инвалидам, но оно и так читается «между строк». Когда куратор «особой группы» Илиза Муллахметова рассказывала о каждом из своих подопечных, столько любви и неподдельного восхищения их силой воли было в ее словах! И так, говорила она, относится к отважным 68 челнинцам весь коллектив ТИСБИ. Не было у нас оснований ей не верить. Мы и сами ими восхищались. – Решение получать высшее образование – очень серьезный шаг для любого инвалида. Вы даже не представляете, насколько, – говорит Раис Назипов. – Подавая документы в приемную комиссию, челнинцы с ограниченными возможностями прекрасно отдают себе отчет, что отныне на протяжении нескольких лет они будут грызть гранит науки, превозмогая собственные немощь и болезни. |
||
РУСАЛОЧКИНА ЖЕРТВА Но даже и не это главное. Получая высшее образование, инвалиды, конечно же, надеются после выпуска найти работу по специальности. Мечтают об этом и мои новые знакомые студенты: и Насых Садриев, и Вячеслав Галимарданов, и Наталья Брагина, и Николай Корольков. Трудоустроиться – это значит для них обрести статус полноценного гражданина. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, а это – неминуемое понижение так называемой «степени ограничения трудоспособности» и, следовательно, пособия, которое гарантированно причитается им от государства. – Иными словами, – продолжает Раис Назипов, – пока инвалид работает, он не почувствует перемены: зарплата в любом учреждении, уж понятно, выше пособия. Но если, не дай бог, здоровье его ухудшится и новоиспеченный специалист будет вынужден-таки уволиться, прежнюю степень ограничения трудоспособности ему не восстановят. Речь идет о каких-то 500 рублях. Для работающего человека это ничто! А вот для инвалида сумма весьма существенная. Собственно, поэтому в филиале ТИСБИ учатся всего лишь 68 человек, хотя, по подсчетам специалистов, потенциально могли бы 700.
|
||
P. S. Набережночелнинский филиал Академии управления ТИСБИ объявляет новый набор студентов-инвалидов на 2008-09 учебный год. |