Как известно, 2007 год прошел под знаком благотворительности. Приживутся ли в нашем обществе традиции взаимопомощи? Готово ли население поддерживать нуждающихся? Это стало темой социологического исследования Центра социальных технологий «Развитие», которым руководит кандидат экономических наук, социолог, заведующая кафедрой института управления Елена Машкова. | ||
|
||
Многие готовы откликнуться на просьбу о помощи,
если к ним обратятся на работе |
||
Ближний В ходе исследования опрошенные достаточно точно определили, что такое благотворительность. Более двух третей анкет содержали такие оценки, как «помощь», «добро», «милосердие», «сострадание», «щедрость». Ключевыми словами стали «безвозмездность», «бескорыстие», «добровольность», «действенность». Благотворителей респонденты назвали так: «добрые люди», «те, кто творит добро», «те, у кого есть средства». В числе благополучателей, по их мнению, должны быть дети-сироты, инвалиды, малоимущие, обездоленные, нуждающиеся. А также «люди, находящиеся в остром кризисе», «те, кто живет хуже тебя». При этом только каждый пятый челнинец знает о существовании благотворительных организаций в городе. Высоким оказался процент тех, кто затруднился отметить общественную полезность благотворительных организаций. Это говорит об отсутствии информации про их деятельность. Только семь человек из 500 опрошенных сами являются членами какой-либо благотворительной организации, это крайне низкий показатель. Однако каждый третий хотел бы в них состоять. Каждый второй опрошенный готов поддержать какую-либо организацию не денежными средствами, а подарив одежду, книги, игрушки. 67,8% опрошенных сами оказывали безвозмездную помощь нуждающимся. Правда, в основном самому ближайшему окружению: родственникам, соседям, друзьям, сослуживцам. Но есть и те, кто поддерживает и дальний круг – пожилых, неимущих, детей, беженцев. В ходе исследования выяснилось, что население больше готово поддержать детей-сирот, пожилых людей, инвалидов, то есть группы, которые в сознании общества являются наиболее уязвимыми по воле обстоятельств, из-за ограничения их возможностей возрастом и состоянием здоровья. |
||
|
||
Сколько готовы Судя по опросу, на одноразовые пожертвования готов каждый пятый (18,8%), регулярно делать взносы – 7,2%. Постоянно помогать в качестве добровольцев могли бы 13,8 % респондентов. Группа населения с высоким уровнем дохода ориентирована на регулярные взносы, со средним доходом – на регулярные взносы и одноразовые пожертвования. Те, у кого доход на члена семьи ниже среднего, тоже готовы делать одноразовые пожертвования, а также работать в качестве добровольцев, передавать книги, одежду, игрушки. Благотворительность не чужда и людям с низкими доходами. Они готовы оказывать нуждающимся моральную поддержку, регулярно участвовать в качестве добровольцев в благотворительных акциях. На вопрос: какую сумму в течение года вы готовы пожертвовать? 15,8% ответили: до 200 рублей, 12,2% – до 500, 10,6% – до 1000, 4,6% – до 2000, 2,8% – свыше 2000 рублей. Если обобщить данные, пожертвования на благотворительные цели от простых челнинцев ежегодно могут составить 65 млн. рублей! Наиболее активными жертвователями по возрасту являются люди от 40 до 49 лет. Многочисленную группу составляют женщины. Например, сумму до 500 рублей указали 30,3% женщин и 24,8% мужчин. А вот пожертвования на более высокие суммы – от 1000 и больше – назвали 13% мужчин и 8,8% женщин.
Две трети опрошенных (67,7%) в случае кризисной ситуации рассчитывают на помощь родственников и друзей, 35,6% – только на себя, 7% – на поддержку предприятия, на котором работают. Только 2,2% респондентов надеются на помощь государства,1% – на поддержку благотворительных организаций, 0,4% – помощь со стороны обеспеченных людей. При этом 85% основным субъектом помощи назвали государство. Как видно, есть значительное расхождение между оценкой ситуации для себя лично и для других. В исследовании делается полезный для благотворительных организаций вывод. При сборе пожертвований стоит ориентироваться на суммы от 200 до 500 рублей. Тогда количество благодателей может быть массовым. Большая часть населения готова откликнуться на просьбу о помощи, если к ним обратятся на работе. Потому что у людей есть желание «поступать, как все», почувствовать сопричастность к доброму делу. И, конечно, надо больше информировать людей о деятельности благотворительных организаций. |