В начале июля в Москве состоится IV ежегодный Конгресс национального бизнеса. Он будет посвящен вопросам развития конкуренции, свободного рынка и предпринимательства. В преддверии этой встречи в Набережных Челнах прошел «круглый стол», где его участники выясняли, что мешает развитию малого и среднего бизнеса.
|
Сергей Майоров (на фото слева): «Старт – самая тяжелая фаза бизнеса» |
Сергей Майоров, председатель совета директоров ООО «Магнолия С»: – В России существует большое количество федеральных программ, есть национальные проекты. В частности, в Татарстане развивается частногосударственное партнерство по строительству нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «ТАНЭКО», другой успешный пример – это развитие ОЭЗ «Алабуга». Крупные предприятия в частногосударственнном партнерстве себя находят. Это серьезное подспорье для развития бизнеса, но крупного. Я убежден, такие же проекты должны существовать и для малого бизнеса. Со стороны государства должно быть софинансирование интересных начинаний. Почему бы ему не выступить и гарантом предпринимателя? Почему в качестве поддержки не предусмотреть различные схемы финансирования? В других странах такой опыт существует. Поддерживается бизнес на определенную сумму, 60% предприятий прогорают, а 40%, которые начинают успешно развиваться, полностью покрывают понесенные государством расходы. Такая первоначальная поддержка со стороны государства очень нужна и важна. Потому что старт – самая тяжелая фаза бизнеса. Иван Шестериков, главный специалист Татарстанского регионального отделения партии «Единая Россия»: – Доля малого и среднего бизнеса от валового национального продукта сегодня составляет всего 17%! А задача стоит глобальная – довести этот показатель до 70%. Нужны новые законы, которые должны убрать административные и другие бюрократические препоны. Необходимо построение конструктивного диалога с малым и средним бизнесом, с предпринимательским сообществом. Представители власти и бизнес-сообщества должны не отчитывать друг друга, а искать точки соприкосновения и конструктивные пути развития бизнеса. Надо шире пропагандировать предпринимательство. На Конгрессе национального бизнеса будет подниматься вопрос и о том, чтобы уже со школьной скамьи внедрять эти идеи, устраивать для старшеклассников различные мастер-классы в целях профориентации, популяризировать предпринимательство. Хайдар Халиуллин, руководитель рабочей группы по развитию предпринимательства Общественной палаты РТ: – С трибун различных съездов и конференций мы много говорим, что нужно делать. Но ситуация не меняется, проблемы только растут. Надо менять идеологию и мировоззрение по отношению к малому и среднему бизнесу. В качестве рекомендаций мы выдвинули в Общественной палате предложение установить руководителям регионов конкретные показатели – экономические индикаторы по развитию малого и среднего бизнеса. И строго спрашивать с тех, кто не достиг установленных данных. И если установить достаточно высокий уровень индикатора развития малого и среднего бизнеса, им волей-неволей придется заниматься всеми предприятиями этой сферы. А если говорить о проблемах, в апреле этого года мы проводили общественный опрос предпринимателей, где просили назвать причины, мешающие эффективному развитию. Первое, что они назвали – низкий уровень партнерских отношений власти и бизнеса. Вот и говорят, чтобы стать успешным бизнесменом, надо стать чиновником. Отсюда идут различные «откаты», режим благоприятствования только тому бизнесу, который сращен с властью. Поэтому на втором месте – коррупция. Далее – большое число проверок, высокие и запутанные налоги, недоступность кредитных ресурсов, отсутствие поощрения инновационного бизнеса, бюрократизм государственных и муниципальных органов, усложненные отчеты и огромное количество и сложная процедура получения различных лицензий. Ильдар Зайнуллин, предприниматель из Сармановского района, депутат райсовета: – Мне хотелось бы обратить внимание на проблемы, существующие в розничной торговле. Я предлагаю обязать исполкомы городов отнестись с вниманием к желанию людей начать свое дело. И выделять земельные участки для строительства магазинов в шаговой доступности. Также необходимо снизить арендную плату за землю в 10 раз и одновременно на столько же увеличить налог на землю. Это будет справедливо. Все крупные магазины купили свои земли и платят налог на землю, а мелкие – за аренду земли. Причем за аренду платят в десять раз больше, а рынки – в 50 раз, чем крупные магазины налог на землю. Надо отменить закон, запрещающий индивидуальным предпринимателям торговать алкогольной продукцией. Нужно всем – и крупным супермаркетам, и маленьким магазинам – предоставить одинаковые возможности. |
Илиса ГАНЕЕВА. |