ВРАГ НОМЕР ОДИН

Документ Без Имени

Недавно депутаты горсовета обсуждали болезненное состояние зеленых насаждений челнинских парков, где многие деревья сохнут и погибают. Причиной этого может быть загазованность воздуха и распространенная болезнь многих деревьев – корневая губка.

Этой проблемой давно занимается Иван Алексеев, доктор сельскохозяйственных наук, почетный профессор Марийского технического университета, академик РАЭН. В сферу его научных интересов входит и мониторинг лесов национального парка «Нижняя Кама».

– Иван Алексеевич, скажите, что это за болезнь – корневая губка? В чем ее опасность?

– Для лесоводов Европы, СНГ и России она сейчас проблема номер один. Первый конгресс по корневой губке ЮНЕСКО организовало еще в 1961 году, а сам коварный гриб был описан еще в начале XIX столетия. Он – дитя непродуманной человеческой деятельности в лесу.

Вообще-то, при естественных условиях это санитар леса. Представим, что дерево сломалось во время бури. Оставшийся пень разрушается корневой губкой. Но дальше он не распространяется, потому что не дают рядом растущие деревья. Мешают ему и опавшие листья, где живут другие грибы, с которыми корневая губка не выдерживает конкуренции. Теперь посмотрите на густо посаженный сплошной сосной Танайский лес под Елабугой. Там и травы-то под деревьями нет! Мы повторяем ошибку немцев, которые, кстати, осознав это, приступили к посадке смешанных лесов.

За здоровьем деревьев-долгожителей надо следить

Вы, наверное, видели посадки сосны и ели, где междурядье пропахивают тракторами? Это тоже верный способ распространить корневую губку. Споры этого гриба переносятся за многие километры, перелетают даже океан. В национальном парке «Нижняя Кама» разрушается около 400-450 га. Корневой губкой могут быть поражены и деревья городских парков. У нас ведь принято сажать аллеи из сплошной сосны или березы. Когда болеет большое количество людей, – это называется эпидемией. На языке лесоводов такое явление называется эпифитотия. Так вот, в Татарстане я наблюдал эпифитотию в лесах Сабинского, Балтасинского и Агрызского районов.

– Можно ли спасти Танай-ский лес?

– Это очень сложная задача. Ситуация, как в анекдоте: врача позвали к больному, а он умер. Чтобы как-то утешить родных, врач говорит: «Когда умирал, больной потел, а это хорошо». Нужно сажать смешанные леса: ряд сосны, ряд кустарников. 40 лет назад я заложил такой лес на Украине, и он до сих пор не болеет. Но тут тоже есть свои нюансы. В Танайском лесу стали сажать акацию и бузину и затенили лес. А корневая губка, наоборот, солнечный свет не любит. Получилось, что опять для нее создали благоприятную среду для размножения.

 

Иван Алексеев со своим учеником кандидатом
сельскохозяйственных наук Вильнусом Ахметовым

 

Надо бороться и с насекомыми, которые способствуют высыханию леса. Если даже делать рубки, надо строго придерживаться биологических сроков, чтобы все это не привело и к их массовому размножению. Если срубить весь лес, а затем вспахать землю, корневая губка все равно выживет. Можно лес оставить, но тогда туда нельзя заходить. Но это невозможно, когда рядом город, люди все равно будут ходить и распространять инфекцию. Получается заколдованный круг.

– Что же делать?

– Исправить положение можно лишь правильным хозяйствованием, используя достижения науки и рекомендации ученых. Мы должны найти общий знаменатель, чтобы эта болезнь нанесла меньше урона. Выход ищем, но найти его очень трудно. Научные работы только начинаются. Нужны комплексные исследования. Моя задача, как ученого, загнать корневую губку в ее природную экологическую нишу.

Нужно учесть и то, что одной из причин ослабления Танайского леса является близость Нижнекамского нефтехимического комбината и загазованность воздуха. Норвегия, между прочим, предъявила Германии претензии за отравление своих лесов газом, распространяемым Рурским промышленным бассейном. А мы о таком явлении знать не хотим.

Очень важна и аудиторская сертификация, чтобы сказали – правильно ли ведется парковое хозяйство, соблюдаются ли правила, которые утвердились в мировой практике. Эту процедуру прошли Архангельская, Новгородская области, Республика Коми, Хабаровский, Красноярский, Алтайский края. Субъектам Федерации, расположенным на Европейской части, сложнее из-за распространенности корневой губки.

К сожалению, к своим лесам мы относимся небрежно. В лесах, которые сертифицированы, нельзя хозяйничать, как попало. Многим это не по нутру. Шведы, например, свои леса сертифицировали и стали закупать древесину в России. А у нас лес рубят, как хотят и сколько хотят. У людей много прав, а обязанностей нет. В лесу надо вести себя, как в своем огороде. Там же зазря ветку не сломаешь.

– Все же, как ученые предлагают бороться с корневой губкой?

– Лес надо рубить, как в цар-ское время – полосками. Тогда на пяти гектарах делали 20 полос. Со временем лес восстанавливался естественным образом, рос без всякого ухода и не болел корневой губкой. А сейчас рубят деловую древесину, лес затем вспахивают и сажают сосну или ель. У нас же советский способ: квартал леса срубили, а четыре вокруг погубили. Сажают, сажают, а все пропадает…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*