Дом 17/01, что в Новом городе, – самый обычный и ничем, на первый взгляд, не примечательный. 12 этажей, 22 подъезда, 1000 квартир. Во дворе – детская площадка, буйным цветом цветут клумбы у подъездов. Все – как у всех… Хотя нет, не всё. В 17/01 – огромные начисления за электроэнергию в местах общего пользования, и это – проблема не только для жильцов, но и изрядная головная боль для «Энергосбыта», который принимает платежи у челнинцев, а заодно выслушивает справедливое негодование обладателей индивидуальных приборов учета: они от этой ситуации оказались в наибольшем проигрыше. |
Объектом очередной проверки «Энергосбыта» и управляющей компании «Ремжилстрой» стал дом 17/01 |
«Нормативщики» или халявщики? Виноваты, понятно, «нормативщики», то есть в нашем конкретном случае – жильцы 17/01, которые не установили в квартирах индивидуальные приборы учета и, следовательно, платят за электроэнергию не по количеству фактически потребленных киловатт-часов, а по социальному нормативу. Таковых в доме – две трети. Норматив, к слову, – это: три часа работы телевизора в сутки, по одной лампочке в каждой комнате, включая зал, и отсутствие в квартире таких «благ цивилизации», как стиральная машина, электрочайник и микроволновая печь. Можно себе представить, как превышает эту фиксированную цифру каждая из квартир! А между тем общедомовые счетчики, установленные на вводе в каждый дом, в том числе и в 17/01, скрупулезно считают всю электроэнергию, которая в него поступает, а потом это количество пропорционально распределяется между всеми жильцами и «втекает» в наши с вами квитанции в виде МОП. Так что МОП – это не только лампочка на лестничной клетке, а весь излишек электроэнергии, потребленной соседями-«нормативщиками» и тяжким грузом легший на плечи добросовестных жильцов. «Неучтенка» оседает в МОП Впрочем, в этом смысле дом 17/01 не единственный, а вот в чем он действительно «преуспел», так это в количестве квартир с «нулевой» пропиской. По подсчетам специалистов «Энергосбыта», таковых в этой многоэтажке – несколько десятков. «Нулевая» прописка – еще одно веяние последних лет. Это когда в какой-нибудь «двушке» или «трешке» официально не проживает никого, а фактически – целая семья. И электроэнергии «жжет» много, не скупясь – не ей же платить! Схема проста: оплатил мифический счет, а остальная «неучтенка» опять же «оседает» в графе МОП. Поэтому в 2008 году Набережночелнинское отделение предприятия «Энергосбыт» совместно с управляющими компаниями города стало проводить рейды по вот таким «нехорошим» квартирам, чтобы призвать жильцов к совести, попросить поставить счетчик и честно оплачивать свои энергозатраты. В один из таких рейдов по дому 17/01 с энергетиками и жилищниками отправился корреспондент «Недели». Достаточно одной заявки… В первой же квартире – типичная ситуация: никто не прописан. Тем не менее дверь по нашему звонку чудесным образом открывается. На пороге стоит молодая женщина. Как выяснилось, живет она здесь не одна, а с мужем и ребенком. – Вы знаете, что раз в этой квартире никто не прописан, а у вас нет счетчика, оплату вы вносите соответствующую, а не за фактическое потребление? – интересуется заместитель начальника Центрального РПУ «Энергосбыта» Нина Лоханева. – Ой, это, наверное, надо разговаривать с моим мужем. Он платит по всем счетам – я не вникаю, – тут же открещивается хозяйка. – Вы поймите: все, что вы недоплатили, ложится на плечи ваших соседей, поэтому, пожалуйста, поставьте счетчик. – Хорошо. Отправляемся по следующему адресу. Возникает вопрос: как о сомнительных квартирах узнают в «Энергосбыте» и в управляющей компании? Оказывается, от соседей, озабоченных большими счетами. Поводом для рейда может послужить заявление в одну из этих организаций с просьбой проверить «квартирку». И специалисты говорят, этой возможностью воспользовались уже многие челнинцы. Пришли к папе – открыла мама – Папа! К тебе пришли! – мальчуган лет десяти устремляется в глубь квартиры. Но встречает нас на пороге… мама. Причина папиной «застенчивости» одна – мужчина в квартире не прописан, а значит, его здесь не должно быть. Между тем он есть, живет и, слава богу, здравствует. И «жжет» электроэнергию, за которую платят соседи. – Сколько человек здесь проживает и сколько прописано? – спрашивает юрисконсульт «Энергосбыта» Дамир Ситдиков. – Мы вдвоем с сыном, – нимало не колеблясь, отвечает женщина. – А прописан один человек – я. – А когда, если не секрет, счетчик собираетесь ставить? Ваше потребление ложится на плечи других жильцов… – В этом месяце, скорее всего, – обещает хозяйка и тут же переходит в наступление. – Но вот, например, мой ребенок прописан в другом месте – мы же за него платим! И потом, установка счетчика – недешевое удовольствие. – Выходит, там вы облегчаете жизнь соседям, а здесь – усложняете. Ну а счетчик – разовая трата, но потом она окупается. Получив от женщины принципиальное обещание поставить прибор учета, идем дальше.
|
Уходим огородами Со следующей «нулевой» квартирой вышел конфуз. Хозяйка открыла дверь длинного «предбанника», но, завидев телевизионщиков с видеокамерой, «ушла огородами» и с возгласом «Я не телезвезда!» захлопнула дверь. – Да никто и не сомневается, гражданочка! – смеемся мы. – Поставьте счетчик и платите за всех, кто живет с вами в квартире, – мы вообще не придем! А в ответ – тишина… Потоптавшись у двери, комиссия вынуждена ретироваться. Эта «крепость» нам не сдалась. Подходим к следующей квартире. – За этой массивной дверью «прячется» целый офис, – заглядывая в бумаги, поясняет начальник Центрального РПУ «Энергосбыта» Галина Исмаилова. А значит, по крайней мере пять дней в неделю здесь горит свет, работают компьютеры и оргтехника, сотрудники пользуются «микроволновкой» и электрочайником. То есть восемь часов в сутки здесь фактически живут люди. Сколько электроэнергии «набегает» на эту «пустую» квартиру, одному богу известно. Ясно одно: платят за нее жильцы дома 17/01, но уж никак не хозяева офиса. Сегодня – выходной, поэтому нам никто не открывает – значит, скоро комиссия вернется сюда еще. Совесть, проснись! В разговор с хозяином следующей по счету квартиры постоянно «врезается» перфоратор: судя по всему, здесь уже давно идет евроремонт. – Вы в курсе, что на вводе в дом стоят приборы учета и вы не укладываетесь в нормативы, за которые платите? – миролюбиво спрашивает Дамир Ситдиков. – Какие приборы?! Вводные? Я укладываюсь в норматив! – с полуоборота заводится мужчина. – То, что мы штрабим час в день, не наносит урона! – При мощности оборудования в 2-3 киловатта – наносит. Потребление – максимальное. – Если я и пропишусь, то счетчик не поставлю! А зачем? – Затем, что по нормативу у вас в квартире должно быть три лампочки, а у вас только в прихожей – шесть! А почему вы не хотите ставить счетчик? За вас же платят соседи… – Ради бога! Поставьте везде приборы учета и берите по показаниям! – Но хозяин-то вы! – У меня на счетчик денег нет! – отрезал «неимущий» собеседник и захлопнул дверь. Ну вот и поговорили… Покинув подъезд, жилищники наметанным глазом определяют окна этой квартиры и в придачу ко всему обнаруживают кондиционер. – А еще он поставит теплые полы, сделает летнюю веранду, и за все это будут рассчитываться пенсионеры, – с горечью констатирует главный инженер УК «Ремжилстрой» Татьяна Дятлова. Рейд закончился обидно. Рейды эффективны – И все-таки эти проверки эффективны, – говорит начальник Набережночелнинского отделения предприятия «Энергосбыт» Роберт Юсупов. – Благодаря им многие жильцы, в конце концов, соглашаются поставить счетчик, потому что с одной стороны на них давят соседи, с другой – мы. Если выявляем квартиру с «нулевой» пропиской, составляется акт. Во многих случаях сами жильцы, которых застаем в «пустых» квартирах, подписывают эти документы. Таким образом с ними фактически заключается договор на оказание услуг по электроснабжению с учетом фактического количества проживающих в этой квартире. Потом мы передаем документы в ГРЦ, и там уже начисляют жилищно-коммунальные услуги по количеству фактически проживающих в квартире людей. Хотелось бы обратиться к горожанам: не ждите визитов жилищников и будьте честны по отношению к себе и своим соседям! |
Ксения ДАВЫДОВА. |