ЕСТЬ ГДЕ РАСКАПЫВАТЬ, ДА НЕКОМУ…

Документ Без Имени

На прошлой неделе, 14 августа, завершился второй этап программных историко-археологических исследований нашего города. Раскопки проводились в районе Усть-Челнинского селища. Именно там мы и застали руководителя экспедиции доктора исторических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института истории Академии наук РТ Евгения Казакова, который рассказал нам об археологических находках.

Ночное дежурство на поле

Район Набережных Челнов соприкасался с Великой степью. Сюда, к Каме, доходили разные кочевники. Так здесь поселились булгары. В тех местах, где они занимались товарообменом, появлялись фактории. Такая фактория, судя по всему, была и в Усть-Челнинском селище на левом берегу Челнинки, рядом с нынешним металлическим пешеходным мостом на Элеваторную гору. Там мы и начали нынешние раскопки.

 

Еще в 1997 году экспедицией во главе с кандидатом исторических наук, доцентом Елабужского педагогического университета Альбертом Нигамаевым было доказано, что два культурно-исторических памятника – Элеваторная гора и Усть-Челнинское селище – составляют комплекс. На горе у булгар было какое-то укрепление, внизу – проживала основная часть населения. Усть-Челнин-ское селище было очень удобным местом жительства. Не нужно было сооружать колодец, так как близко протекала река. Эта территория подходила и для пастбищ.

Во время первого посещения места предполагаемых раскопок (1 июля) на нем рос картофель. Какой была наша радость, когда, придя на этот участок снова, мы обнаружили, что часть картофеля убрана! Недолго думая, мы принялись за подготовку к раскопкам. Через некоторое время подошли женщины-владелицы огорода. Оказывается, они живут в доме напротив, и им прекрасно видно, кто и чем занимается на их территории. Они даже по ночам иногда дежурят. к уборке урожая, мы – к раскопкам.

«Думаю, мы бы нашли больше материала, если бы во время
строительства дамбы часть его не была снесена бульдозером»

 

О чем спорят археологи?

Думаю, мы бы нашли больше материала, если бы во время строительства дамбы часть его не была снесена бульдозером в сторону пединститута. Нам еще повезло, что при этом не был нарушен культурный слой.

Эпоха бронзы, конечно, плохо представлена – мелкие фрагменты лепной толстостенной рыхлой керамики. Только специалисты могут распознать в этих черепках эпоху бронзы. Кроме того, мы нашли кость животного и бронзовый перстенек, но, к сожалению, возможно, это предметы более позднего периода. Самое главное – булгарский материал – круговая керамика XI-XII веков с волнистым орнаментом. По некоторым фрагментам заметен хороший печной обжиг, у такой керамики красноватый оттенок.

 

 

Обычный человек, найдя у себя на огороде фрагмент керамики, не сможет определить, к какому периоду она относится. Даже опытные археологи часто спорят друг с другом об эпохальной принадлежности того или иного предмета. Я уж и не говорю о том, что неспециалист не сможет найти отличий между несколькими осколками. Многое можно определить и по орнаменту, потому что раньше у каждого племени была своя разновидность рисунка, которая передавалась из поколения в поколение и использовалась не для красоты, а чтобы отпугивать от посуды нечистую силу и болезни.

Хотя и в археологии, как и в других науках, есть ремесленники, которые не чувствуют разницы между сосудами. Им не хватает того, чего нельзя достичь одним ремесленничеством, – начитанности, опыта, интуиции. На каждом периоде, на каждом племени специализируются разные люди. Именно к ним археологи ходят за разрешением споров.

 

(Окончание в следующем номере).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*