На прошлой неделе, 14 августа, завершился второй этап программных историко-археологических исследований нашего города. Раскопки проводились в районе Усть-Челнинского селища. Именно там мы и застали руководителя экспедиции доктора исторических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института истории Академии наук РТ Евгения Казакова, который рассказал нам об археологических находках. |
||
Ночное дежурство на поле Район Набережных Челнов соприкасался с Великой степью. Сюда, к Каме, доходили разные кочевники. Так здесь поселились булгары. В тех местах, где они занимались товарообменом, появлялись фактории. Такая фактория, судя по всему, была и в Усть-Челнинском селище на левом берегу Челнинки, рядом с нынешним металлическим пешеходным мостом на Элеваторную гору. Там мы и начали нынешние раскопки.
|
||
|
||
О чем спорят археологи? Думаю, мы бы нашли больше материала, если бы во время строительства дамбы часть его не была снесена бульдозером в сторону пединститута. Нам еще повезло, что при этом не был нарушен культурный слой. Эпоха бронзы, конечно, плохо представлена – мелкие фрагменты лепной толстостенной рыхлой керамики. Только специалисты могут распознать в этих черепках эпоху бронзы. Кроме того, мы нашли кость животного и бронзовый перстенек, но, к сожалению, возможно, это предметы более позднего периода. Самое главное – булгарский материал – круговая керамика XI-XII веков с волнистым орнаментом. По некоторым фрагментам заметен хороший печной обжиг, у такой керамики красноватый оттенок.
|
||
Обычный человек, найдя у себя на огороде фрагмент керамики, не сможет определить, к какому периоду она относится. Даже опытные археологи часто спорят друг с другом об эпохальной принадлежности того или иного предмета. Я уж и не говорю о том, что неспециалист не сможет найти отличий между несколькими осколками. Многое можно определить и по орнаменту, потому что раньше у каждого племени была своя разновидность рисунка, которая передавалась из поколения в поколение и использовалась не для красоты, а чтобы отпугивать от посуды нечистую силу и болезни. Хотя и в археологии, как и в других науках, есть ремесленники, которые не чувствуют разницы между сосудами. Им не хватает того, чего нельзя достичь одним ремесленничеством, – начитанности, опыта, интуиции. На каждом периоде, на каждом племени специализируются разные люди. Именно к ним археологи ходят за разрешением споров.
(Окончание в следующем номере). |