КАК РОЖДАЛСЯ ГОРОД

Документ Без Имени

10 августа исполняется 78 лет со дня официального получения Набережными Челнами статуса города. Накануне Дня города мы встретились с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры экономической теории ИНЭКА, краеведом Владимиром Ермаковым, который рассказал нам о том, как Набережные Челны становились городом.

До затопления под Элеваторной горой находилась пассажирская пристань
(фото из книги А. Дубровского «Наш край: Нижнее Прикамье»)

 

От перемены названия – суть не меняется

– 1930-й – год официального присвоения Набережным Челнам статуса города. На самом деле Челны были городом уже с 1921 года. Сюда приехали представители Казанских властей, с их участием собрали сход и объявили село городом. Так, по сути, неофициально, хотя во всех документах писалось – «город Набережные Челны», мы просуществовали до 1930 года.

Если верить архивным документам, в 1922 году местное население составляло около 3,5 тысяч человек, больше половины из которых дети. К 1930-му численность его достигла девяти тысяч. К тому же в эти годы Челны считались центром Челнинского кантона, который занимал территорию нескольких современных районов. А в 1928 году к Челнинскому присоединили ещё и Елабужский кантон. Всё это доказывает, что ещё до официального присвоения статуса города Набережные Челны являлись крупным административным центром.

Название города претерпело ряд изменений. Имя самого первого поселения, которое образовалось в месте слияния двух рек, Мелекески и Челнинки, в 1626 году, – Чалнинский починок, от слова починать – начинать жить. Чалнинский – от названия реки Чаллы, Челна, Челнинка, значит – «река с каменистыми берегами» или просто – Каменка. Селение располагалось на мысе, поэтому не случайно его позднее переименовали в село Мыс, затем в Мысовые Челны, которые с 1929 года стали Красными Челнами.

На другой стороне реки, где теперь улица Центральная, люди начали жить с 1628 года. Деревня называлась Бережная. Потом она стала слободой Набережной, далее – Бережными Челнами. Название Набережные Челны закрепилось только в начале XX века.

Перед присвоением статуса города Бережные Челны входили в Мысово-Челнинскую волость Челнинского кантона, центром которой были Красные Челны.

В Челнах было не на что взглянуть?

– Это был типичный районный центр, каких в Татарстане десятки. Хотя мы развивались. Начнем с того, что одно из крупных предприятий города – лесозавод – Федор Стахеев из Елабуги начал строить еще в 1912 году. В 1913-м завод заработал. Там были две пилорамы, паровая мельница, различные вспомогательные учреждения, например, казарма для рабочих. Лес приходил по Каме. Завод выпускал брусья, доски, шпалы для железной дороги и так далее. В 1918 году он был национализирован и назван «Республиканцем». Под этой маркой он и просуществовал около полувека. Надо сказать, что завод находился не на месте сегодняшнего лесоцеха, а примерно на 400 метров выше от плотины. Сейчас это место затоплено.

 

Чуть позже, 4 сентября 1917 года, построили элеватор. Тогда же он впервые принял зерно на сушку. Но, видимо, существовали какие-то недоделки, потому что в те годы его так и не приняли официально. Все же он работал до тех пор, пока в годы гражданской войны его не разукомплектовали. Таким образом, к 1920 году он оказался в нерабочем состоянии. Его начали приводить в порядок и постепенно запускать – сначала заработала четвертая часть, потом половина, и, наконец, он заработал в полную силу. В 24-м был национализирован. Считался одним из крупнейших элеваторов Советского Союза.

В 30-х годах появляются первые автопредприятия, в том числе так называемая авторота. Вместе с ними – грузовые автомобили, гаражи и ремонтные мастерские. В конце 30-х в Челнах насчитывалось около 40 машин, но многие простаивали из-за отсутствия покрышек, потому что резина тогда была большим дефицитом. Первые крупные автохозяйства возникли в 50-х годах на Элеваторной горе. Сначала там были американские машины, потом наши.

Крупными предприятиями были и судоремонтные мастерские Челнинского затона. Для начала объясню, где находился сам затон. Между Элеваторной горой и противоположным берегом Камы существовал Челнинский островок, ныне затопленный. Пространство между правым берегом и островком называлось Челнинским затоном. Там зимовали пароходы и баржи. На берегу стояли судоремонтные мастерские, которые следили за состоянием этих судов. Несмотря на далекое расположение, мастерские вместе с затоном принадлежали городу.

В 1934-35 годах на месте нынешнего поселка Замелекесье началось строительство аэродрома. Эти земли тогда принадлежали колхозу «Красные Челны».

Тогда же были организованы такие малые предприятия, как «Райпромкомбинат», «Райпищекомбинат», «Яйцепромкомбинат». Две мельницы работали на «Мелькомбинате». Паровые купеческие мельницы существовали у нас вплоть до 50-х годов. Они находились на берегу Камы в районе нынешней пристани. С этой же стороны реки находилась грузовая пристань. К ней подходили суда, в которые грузили хлеб. Позднее в городе был построен крупный современный хлебозавод и надобность в мельницах отпала.

 

Улица Миронова (ранее деревня Мироновка) – одна из сохранившихся частей старого города

 

В самих Челнах был даже колхоз «Прикамье». Земли было много, а вот рабочих рук не хватало, так как горожане предпочитали работать в промышленности. Несколько десятков челнинцев трудилось на Челнинской МТС (Машино-тракторная станция), человек 40 были заняты в ремонтной мастерской и так далее. В результате местный колхоз вынужден был раздать землю другим колхозам.

Особых достопримечательностей в Набережных Челнах не было. Несколько улиц. Дома в основном двухэтажные: на первом – лавка, на втором – жилые помещения. Во дворах – амбары. Даже в 1967 году 42 процента всего жилого фонда все еще составлял так называемый частный сектор. Остальное – двух-, трех– и пятиэтажки. Вот и все красоты.

Город сельского типа

– По уровню благоустройства город долгое время напоминал село. Каменная мостовая была выложена еще в дореволюционное время только на улице Центральной и возле Земства. Остальную часть занимали грунтовые дороги, по которым было очень сложно проехать в грязь. Асфальт начали укладывать в 1959-60-м году, хотя автобусное сообщение было открыто еще в начале 50-х – примерно три-четыре маршрута.

Тогда же город был подключен к централизованному электроснабжению. Это сейчас мы привыкли, что идет провод, нам и неинтересно, откуда и куда он идет. До 60-го года все было иначе. Каждое предприятие имело свою электростанцию – генератор, приводимый в движение паровой машиной, или, например, обычный тракторный двигатель. В 50-е годы в городе были примерно 32 подобные электростанции. Кроме предприятия, они обслуживали еще несколько служебных домов, поэтому от них в беспорядке расходились провода. Надо сказать, что освещение на элеватор пришло раньше, чем в город, примерно в 1914 году. И только когда запустили Заинскую ГРЭС, город через высоковольтную линию был подключен к государственной электросети.

В 1964 году через заинскую ветку газопровода Ижевск-Минибаево в Челны пришел газ.

Раньше всего, еще в 1910 году, у нас появился телефон. Самые важные объекты, такие, как пристань, Бережнинское пожарное общество, Земство, больница, были соединены телефонной сетью.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ
  • Во время Гражданской войны на Каме шли бои. Гражданские пароходы превращали в военные – грузили мешки с песком, пулеметы и пушки. У белых был свой речной флот, у красных – свой. Воевали по всей Каме. В те годы был пароход «Ваня-коммунист». Выше от Челнов его обстреляли и потопили. Позже судно подняли, отремонтировали, дальнейшая его судьба неизвестна. На пароходе погиб Николай Маркин – помощник командующего Волжской военной флотилии.
  • В начале 20-х годов по Каме проплывал агитпароход «Красная звезда». Он останавливался у каждой пристани. Из него выходили люди, собирали сход и читали рабочим лекции. Среди лекторов была и Надежда Крупская. Правда, неизвестно, сходила ли она на челнинский берег.
  • В конце 1941-начале 1942 года в Набережные Челны была эвакуирована ткацко-прядильная фабрика из Вышнего Волочка. Под нее были приспособлены помещения в районе улицы Центральной. После установки оборудования на фабрике приступили к работе десятки женщин. Они изготавливали марлю, бязь и прочие ткани, а также пряжу. Фабрику хотели оставить у нас, но позднее отказались от этой идеи. Она была ликвидирована и переведена в другой город.
  • В годы Великой Отечественной войны челнинский элеватор переименовали в «Почтовый ящик №6». Это был официальный адрес военного предприятия, вся информация о котором была засекречена. О нем нигде не упоминалось, рабочие принимались со всей строгостью. Им выдавался дополнительный паек.
  • Возраст челнинской пристани не менее 250 лет. Конечно, узнать точную дату невозможно, потому что красной ленточки там никто не перерезал. Тем не менее о ней, как о большой пристани, писали еще в 1769 году. То есть она существует как минимум с середины XVIII века. Причем по обороту торговли она еще до революции превзошла чистопольскую, хотя Чистополь был тогда вторым по величине после Казани городом Казанской губернии, Набережные Челны – всего лишь селом Мензелинского уезда Уфимской губернии.

 

Александра ДОРФМАН.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. почему нет стырых фото города и всетаки был самобытный быт ….

  2. можно взять информацию?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*