Сплав – это не только увлекательное путешествие по бурной реке, демонстрирующей свои живописные берега и величественные скалы. Это еще и экскурсия по таинственной Каповой пещере с ее легендарным Снежным человеком и Голубым озером и посещение единственного в России музея бортевого пчеловодства, или бортничества. Чем знаменит башкирский грот и как попасть в «Пчелиный лес», рассказывают челнинские туристы-любители: Резеда Валеева, Станислав Микульский, Надежда Желаева и Рафаил Казаков. |
||
Голубой водоем огражден от любопытных туристов |
||
Стойло для коня? Пещера «Шульган-таш», или попросту Каповая пещера, – одна из крупнейших карстовых пещер на Урале. Она состоит из трех «этажей». Нижний – заполненный водой, по нему протекает Шульганка. Средний – с огромными залами и Голубым озером. Верхний – расположенный на высоте около 40 м над уровнем реки Белой. Здесь девять залов, множество гротов, три воронки, подземная река, два озера, несколько «окон» в стенах залов и коридоров. Суммарная длина всех исследованных ходов составляет три километра. В народных преданиях «Шульган-таш» – место рождения и пребывания чудесного коня. Существует множество легенд, связанных с буланым скакуном. В различное время перед входом в пещеру оказываются разные батыры, которые получают в дар от хранителя пещеры или же подземного царя в дар табун лошадей и скот, а также наказ – не оборачиваться назад, когда они будут покидать грот. Но любопытство всегда брало верх, и юноши все-таки оборачивались. В ту же минуту они лишались принесенного дара, а иногда и жизни.
|
||
Каповая пещера – блестящее завершение звездного маршрута |
||
Однако не только легенды влекут туристов в эту пещеру. Ценность ее – во всяком случае, для науки – заключается в наличии редкой настенной живописи эпохи палеолита, которая схожа с пещерной живописью Западной Европы (Испании, Франции). Первые рисунки на стенах были открыты Александром Рюминым в 1959 году. Затем они изучались Отто Бадером. Здесь можно увидеть изображения мамонта, бизона, лошади, носорога, различные символы и красочные пятна. Всего – более пятидесяти. Правда, зал с подлинными рисунками закрыт от взора туристов. То, что мы могли созерцать, было лишь копией. Как нам объяснили, туда не пускают людей, так как микроклимат этого помещения может нарушиться. Можно также встретить и более современные надписи, что-то вроде «Здесь был Вася», нанесенные поверх рисунков. Однако это дело рук уже не древних людей, а заезжих вандалов.
|
||
Ценность грота заключается в наличии редкой |
||
Куда уходит речка? В пещере «Шульган-таш» спокойно уместилось бы столько обычных городских квартир, сколько их имеется в пятиподъездном жилом девятиэтажном доме. По словам исследователей, здесь во время войн прятались около трех тысяч человек. Размеры, сами понимаете, внушительные. Причина подобного строения грота – карстовый процесс: природные воды растворяют известняки, гипс и другие горные породы, образуя в них пустоты и полости. Не зря пещеру называют «Шульган-таш». Первая часть названия переводится как «опустилась», «провалилась», «исчезла», а вторая – «камень» (гора). Река Шульган в 2,5 километрах севернее входа в пещеру «проваливается» и буквально исчезает в недрах горы. Затем снова появляется на поверхности в виде мощного родника, вытекающего из голубого «бездонного» озера перед входом в пещеру. Пещера как бы «рождает» речку с прозрачной чистейшей водой, которая бурным потоком устремляется к Белой. Нельзя сказать, что посещение пещеры – дело для смелых. Некоторым членам нашей команды становилось плохо. Правда, непонятно, что послужило причиной столь бурной реакции: то ли легенды, то ли внушительные масштабы пещеры, то ли духи грота так постарались… «А песни – довольно одной» |
||
|
||
К концу турпоездки вы наверняка вместе с главным запевалой будете петь, в нашем случае «Нарьян-мар мой, Нарьян-мар» не хуже Тамары Гвердцители. Не спрашивайте «А почему, собственно, Нарьян-мар?», потому как ответа на этот вопрос не знает даже сам запевала. Главное – создать общее настроение, которое будет сопровождать вас в этой незабываемой поездке.
|
||
|