Начну с того, что я никогда не любила, точнее, ленилась, писать письма от руки. Настоящим помощником в этом деле для меня стал компьютер, а позднее мобильный телефон, благодаря которому я впервые пообщалась с родственниками из Дагестана. |
«Звонки, СМС, ММС помогают поддерживать связь с близкими» |
Детская мечта О том, что в Дагестане у меня много родственников, я узнала примерно 10 лет назад. Тогда нам с мамой пришло письмо. Почтальон отдала его мне, и я тут же распечатала. Почерк был небрежный, и я толком ничего не могла понять. Единственное, что прочитала: «Иса умер». Оказалось, что пишет вторая папина жена Айшат. Из письма я узнала, что у меня есть сестра Сарат и два брата – Руслан и Иса (папин тезка). Я всегда хотела уехать к отцу, но возможности не было, и разговаривать на эту тему с мамой я боялась. Теперь ехать было не к кому… Так мне сначала показалось. Во всех письмах Айшат писала, что ждет того дня, когда мы сможем встретиться. И я тоже ждала. Потом связь оборвалась на несколько лет потому, что мне было лень писать письма. Позже, когда у меня появился сотовый телефон, я по почте отправила свой номер родственникам. Мне позвонили, но разговаривали мы всего несколько минут – роуминг съел все деньги. С тех пор периодически созванивались. Я всегда знала, что мама со мной не поедет, а ехать одна я не решалась, поэтому оставалось ждать. Поступив в вуз, я твердо решила, что ДОЛЖНА поехать в Дагестан. Но… шли годы, а я ни на сантиметр не приближалась к своей мечте. На четвёртом курсе поняла, что откладывать уже некуда, и начала копить деньги. Собирали меня в дорогу всем миром: мама добавила и друг. Желание увидеть родственников и родину папы было сильнее всяких финансовых трудностей. Долгожданная встреча Чуть не осталась без билетов: время отпусков – все повалили на юг. К счастью, успела забронировать по телефону. Предстояло ехать с пересадками. Самый оптимальный вариант – через Волгоград. Отправляться в путь одной было страшно, но я поверила принципу «чему быть – того не миновать».
|
До Волгограда добралась без приключений. На вокзале поезд до Махачкалы «Киев – Баку» нужно было ждать пять часов. Случайно села не в тот вагон, пришлось бежать с сумками в свой. Кто-то подумал, что я нелегально еду, и назвал меня «русским зайцем»! В вагоне познакомилась с попутчицей, которая посоветовала мне, как решить проблему с обратной дорогой. В Махачкале меня должна была встретить Айшат со старшим сыном Русланом. Выйдя из вагона, я увидела женщину на перроне и подумала: «Это она!», но прошла дальше. Потом все-таки она меня увидела, сказала, что я похожа на отца. Поехали к тетке. Она нас накормила курзе. Затем на вокзал, где стояли одни «Газели». Билеты там не нужно покупать: проходит женщина и собирает деньги. До села Сергокала около двух часов езды. Дороги узкие, а транспорта очень много. Светофоры встречаются редко, в основном, «лежачие полицейские». В Сергокалинском районе дорога очень извилистая, называют ее, если не ошибаюсь, «волчье ухо». Ощущение, что село находится на самой вершине горы, как гнездо. |
Поля кирпичиков и мешки орехов В Дагестане совсем другая архитектура. Преобладание соломенных и песочных цветов. Кирпичи чаще всего делают сами. Поля кирпичиков лежат. Этот кирпич сверху облицовывают плиткой. Особо высоких домов в Махачкале нет, так как много частных. Почти у каждого дома растёт виноград. Жара жуткая, вся трава выгорает, поэтому коровы ходят по улицам и едят все, что видят. Кстати, они отличаются от наших цветом и размерами. Другой породы, подходящей под климат, – большие, как у нас, просто не выжили бы. Даже голуби мельче, цвета коричневого с серым. Растений в самом селе мало – из-за жары. Хотя есть розы, акации. Зато в горах все зелено. В изобилии фрукты, мешками на зиму заготавливают грецкие орехи, фундук. (Удивительно было, как растет грецкий орех: оказывается, он в зеленой кожуре, которая потом высыхает и лопается.) А вот с овощами туго, даже арбузы сами почти не выращивают.
|
Их нравы Там принято, когда здороваешься, протягивать руку и обнимать. Поразило, что гостя обязательно накормят всем, что есть. Национальные блюда: хинкал (из теста), хайчу – лепешка слоеная со специями, курзе – что-то похожее на пельмени. Они любят специи, чеснок, острые блюда. Почти везде, где была, на десерт – арбуз как спасение от жары. Даргинцы хоть и гостеприимные, щедрые, доброжелательные, но порой вспыльчивые. Яркость эмоций выражается в их одежде, тоже яркой. В коротком ходить – позор. Девушки поскромнее – в длинных платьях. Молодежь вечерами не собирается, на дискотеки, естественно, не ходит – нельзя. Клуб когда-то был, но сейчас закрыт на ремонт и, видно, уже не откроется. Когда я удивлялась, что у них за все приходится платить, даже за то, чтобы получить золотую медаль, если учишься на пятерки, Айшат всегда отвечала: «У вас в России все по-другому». Я поправляла: «У нас!» Реакции никакой… В России не так… Айшат боялась отпускать нас с Сарат куда-либо одних. Если бы был Руслан (он в это время поступал в вуз), отпустила бы, а так только рядом с домом и в светлое время суток. Жаль, что мы так и не смогли поехать в горы, так как была зачистка леса, и Айшат очень боялась. А мне-то не страшно, у нас же все тихо, перестрелки – дикость. Достопримечательности мне некогда было рассматривать, так как главным для меня было общение с родственниками. Других приезжих я там не обнаружила, боятся ехать. Я когда собиралась в Дагестан, Айшат меня все зазывала, а как сообщила, что билеты купила, она переживать начала. Боялась из-за перестрелок, я же непривыкшая. Теперь я кое-что знаю во многом благодаря тому, что мы с родственниками можем общаться с помощью сотового телефона. Звонки, СМС, ММС, а теперь и мобильная сеть ICQ – помогают тем, кто ленится писать письма, поддерживать связь с близкими на расстоянии. Кстати, когда я ездила в Дагестан, у меня не было с собой фотоаппарата, поэтому все снимки во время поездки я делала тоже при помощи мобильного телефона.
Муршидат ИСАЕВА. |