Осенью подключения отопления с нетерпением ждут все. Однако вряд ли кто-то задумывался о том, как работает система теплоподачи нашего города. На прошлой неделе ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» («НчТК») организовало пресс-тур для журналистов. |
По трубопроводам тепло |
От карты-схемы к автоматизации… Для начала представителей СМИ ознакомили с работой диспетчерской службы ОАО «НчТК», находящейся в 30-м комплексе. Именно отсюда ведётся контроль тепловых сетей северо-восточной части Набережных Челнов, осуществлять который помогает автоматизированная система управления технологическими процессами или АСУ ТП. Всё, что происходит на тепловом маршруте от насосной станции до каждого дома, координируется работниками диспетчерского пункта. Не случайно перед входом в него директор НчТК Юрий Кожарин заметил: «Надо начинать экскурсию там, где думают!» В случае возникновения аварийной ситуации именно диспетчер должен принять правильное решение – локализовать участок, устранить неполадку, чтобы обеспечить непрерывность подачи тепла. Несмотря на то, что все показатели насосных станций отражаются на экране диспетчерского компьютера, не собираются отказываться и от старой карты-схемы, расположенной рядом на стене.
|
– Эту схему надо развивать, – сказал Юрий Кожарин. – Она позволяет видеть состояние работы теплосети, тем самым облегчает труд диспетчера. Думаю, в скором времени мы постараемся сделать ее электронной. Пока же на электронном табло в соседней комнате высвечивается карта Нового города, на которой зелеными прямоугольниками обозначены комплексы. О работе этой системы экскурсионной группе рассказал заместитель главного инженера по информационным технологиям Евгений Чуйков: – В жилых домах установлены приборы учета, которые включают четыре расходомера, тепловычислитель и аппаратуру для передачи информации на высший уровень, то есть сюда. Здесь в базе данных мы можем узнать время последнего соединения с любым узлом учета. Ведется архив за месяц, архив за сутки. Желтым обозначены узлы, не вышедшие на связь в течение дня, красным – в течение двух суток. С помощью данной программы можно проверить температуру горячей воды в любом доме.
|
Сейчас по Казанскому тракту прокладывают трубы с пенополиуретановой изоляцией |
…и от регулирования к сдерживанию тарифов Чтобы тепло дошло до потребителя, оно должно пройти длинный путь. Журналисты проделали его в обратном порядке – от дома к насосной станции. Все же хотелось бы восстановить реальный ход работы тепловой системы. Схема теплоснабжения города условно держится на нескольких контрольных точках. От насосной станции (ПНС) по трубам (или теплотрассе) в подвалы домов через узлы регулирования в квартиры. И последняя контрольная точка – узел учета, информация с которого поступает диспетчеру, о чьей работе мы рассказали ранее. Что ж, проследуем на ПНС. ПНС-5, которую мы посетили, в этом году была автоматизирована. Теперь с помощью частотных регулируемых приводов (ЧРП) диспетчер на расстоянии сможет влиять на производительность насосов в зависимости от того, какое количество воды необходимо городу в определенный момент. Меняя частоту оборотов электродвигателя, можно уже в грядущем отопительном сезоне сэкономить на электроэнергии для ПНС-5 около миллиона рублей. От насосной станции к городу идут трубы. Экскурсионная группа посетила теплотрассу по Казанскому тракту. Сейчас здесь прокладывают новые трубы с пенополиуретановой теплоизоляцией, по которым до 1 октября тепло придет в дома юго-западной части Набережных Челнов. – Кроме того, эти трубопроводы снабжены системой контроля теплоизоляции. В трубу вмонтированы провода, и, если вдруг произойдет течь, они намокнут и произойдет что-то вроде замыкания, сигнал от которого поступит на специальный прибор. Таким образом, в случае повреждения теплотрассы диспетчер на расстоянии легко сможет определить, где и что произошло, – объяснил главный инженер ОАО «НчТК» Равиль Абдулхакимов.
|
По трубопроводам тепло поступает в дома, где установлены узлы регулирования и учета. Для ознакомления журналистов с этими узлами был выбран подвал дома 43/12. Здесь специалисты рассказали, что первый узел учета появился в городе в 2006 году. Сегодня работают уже 365 таких систем, установка еще 273 запланирована на этот год. – После оборудования домов системами учета мы выяснили, что дом потребляет тепловой энергии на 15-20% больше, чем положено по нормативу. Чтобы в будущем избежать таких потерь, мы сейчас ремонтируем системы отопления и устанавливаем узлы регулирования. Для нас важнее не показатели узла учета, а показатели узла регулирования, потому что именно он позволяет экономить тепловую энергию без вреда для потребителя, – акцентировал внимание Юрий Кожарин. Вся система теплоподачи от насосной станции до отдельно взятого дома, как выяснилось, имеет четыре основных контрольных точки – ПНС, теплотрасса, узел регулирования и узел учета. Все они подают сигналы на диспетчерский пункт ОАО «НчТК». Это и есть АСУ ТП в действии. Сейчас она успешно действует в северо-восточной части Набережных Челнов. – АСУ ТП позволит нашему предприятию обеспечивать город теплом без лишних потерь. В свою очередь это позволит нам сдерживать тарифы на теплоснабжение. Потому что потребителю неважно, что и как мы делаем, ему важно, сколько он платит, – подчеркнул Равиль Абдулхакимов. |