К истории трагической любви адмирала Колчака и Анны Тимиревой интерес зрителей возник еще за год до премьеры, когда в кинотеатрах появился анонс фильма «Адмиралъ». О том, как снималась главная премьера года, в эксклюзивном интервью «Неделе» рассказал главный режиссер картины Андрей Кравчук. |
||
Фильм про любовь – Андрей, вы изначально задумывали мелодраму или все-таки историко-биографический фильм о жизни Колчака? – Четыре года назад, когда я получил предложение поработать над этим фильмом, мы договорились с продюсерами, что в основе фильма должны быть отношения людей. Прежде всего, хотелось сделать фильм про большую любовь двух людей, при этом исторические реалии для нас тоже были очень важны. – Какую работу вы провели, изучая личность Колчака? – Около полутора лет мы изучали мемуары, документы того времени, протоколы и стенограммы допросов, военно-морской устав и так далее. У нас были замечательные консультанты. В первую очередь, это историк Сергей Дроков, занимавшийся исследованием личности Колчака. Кстати, еще когда учился в университете, я много читал о Колчаке, знал, что он принимал участие в северных экспедициях, что до сих пор изучают, как он делал минные поля, что он был командующим Черноморским флотом. Все это засело в душе, в памяти. И поэтому когда мне предложили сделать фильм о Колчаке, я сразу заинтересовался.
|
||
– И какой же образ Колчака сформировался в вашем воображении? – Тот, который зрители увидели в исполнении Константина Хабенского. Мы не стали включать в фильм эпизоды, где Колчак выглядит неврастеником, вспыльчивым человеком, потому что эти характеристики не увязывались с общей канвой фильма. Как писали современники Колчака, он был последний романтический герой того времени! Конечно, это неоднозначная фигура и огромное количество людей воспринимают его, как кровавого диктатора. Но ведь шла гражданская война, и, несмотря на это, Колчак действительно оставался честным и романтичным. В любом случае, это личность, которая мало кого оставит равнодушным. – А как вы оцениваете его умения, как военного человека? – Как флотоводец, он был талантливым мастером военно-морских дел, но как сухопутный командующий не имел ни достаточного опыта, ни знаний. На суше – совсем другая война.
|
||
Андрей Кравчук, главный режиссер фильма: |
||
Война не бывает без жертв – Вам предъявляли претензии относительно неточностей исторического плана? – Смотря что понимают под неточностями. Большинство событий, показанных в фильме, имеют реальную историческую основу. И расстрел офицеров, и корабль «Фридрих Карл», который подорвался на мине. Правда, мы показали это несколько по-другому. Офицеров топили в Черном море? Топили. Встречался Колчак с Керенским? Встречался. И относительно «психической» атаки, показанной в фильме, у нас есть документальное свидетельство, и генерал Каппель действительно проваливался под лед. Поэтому когда говорят об исторических неточностях, мне всегда хочется спросить: «У вас есть документы?» Да, сослуживец Колчака Смирнов действительно возвращался вместе с ним из Америки, а не ехал к нему и не встречал в поезде Анну. Однако Анна действительно узнала о Колчаке в поезде! Поэтому, чтобы не сильно увеличивать количество героев, которых и так много в фильме, мы решили использовать образ Смирнова. Это не является какой-то невероятной неправдой, к тому же мы не делали хронику или какой-то документальный фильм.
|
||
– В фильме главным проводником идей белого движения является не столько Колчак, сколько отважный генерал Владимир Каппель со своей армией. У вас он показан героем. А вас не смущает, что изначально он отказывается перейти на сторону красных, заявив, что стрелять в свой народ не будет, однако все-таки в итоге воюет против этого же народа? – Известно, что к Каппелю было много претензий со стороны Директории, что он едва не стал сотрудничать с красными. Но в какой-то момент он понял, что не может оставаться в стороне от происходящего в стране. Колчак стал заложником союзников, поскольку он находился в поезде, а вся активность, в том числе и идеологическая, перешла к Каппелю, который командовал армией и вел ее за собой. – Одна из тяжелых сцен картины – психическая атака фактически безоружной армии Каппеля на позиции красных… – Армия Каппеля часто ходила в штыковые атаки. Здесь тоже показывается, как командующий берет на себя ответственность, потому отходить в данной ситуации – тоже бессмысленный риск. Поэтому, когда Каппелю докладывают, что деревня захвачена и теперь есть патроны, он говорит: «Надеюсь, Господь простит нам эти жертвы за нашу любовь к Родине!» Война не бывает без жертв… Расплата за любовь |
||
|
||
– Съемки каких сцен оказались наиболее трудными? – Морской бой. Его мы снимали на военном корабле, в течение месяца находились в открытом море. Также сложно было снимать психическую атаку, поскольку стояли декабрьские морозы. Кстати, расстрел офицеров сняли именно в том месте, где их расстреляли в действительности. – Вы сказали о большой любви двух людей, но ведь они оба семейные? – Ситуация, в которой оказался Колчак, – сложная, но она не уникальная и не единственная: такое бывает и в наши дни. Колчак все-таки старался сохранить семью, и что бы там ни было, Софья Федоровна осталась его женой – он не развелся с ней! Ну а Анна Васильевна стала его гражданской женой. Между ними вспыхнула любовь, и они не смогли противостоять своим чувствам, хотя и сопротивлялись. Для Колчака эта ситуация была очень сложной морально-нравственной проблемой. Анна Тимирева вспоминала, что в одной из последних записок Колчак написал: «Я знаю, что за все свои победы с лихвой расплатился поражением. Но за что я сейчас плачу такую дорогую цену?» Мне кажется, он расплачивался за эту любовь. Он это и сам понимал и мучился.
|
||
|
12.11.2008 в 00:37
Я начиная со школы слышала разные мнения о Колчаке. и, честно сказать, фильм действительно сняли не зря, так как возникает интерес к адмиралу Колчаку как к человеку, ну а фильм хочется посмотреть еще не однократно.
А ведь действительно дикая ситуация получается сови стреляют в своих, а вокруг еще идет война.