ТЕАТРЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ

Документ Без Имени

Сегодня в нашем городе два крупных бизнесмена заключат контракт, по которому один из них, в случае невыполнения условий, должен будет построить театр.

Бурлак Гаяз еще не знает, что ему предстоит остаться и без семьи, и без друзей

 

Сделка

Свой 19-й сезон Набережночелнинский государственный татарский драмтеатр по традиции открывает премьерой – драмой «Бурлак» по пьесе Мансура Гилязова. Главный режиссер Фаиль Ибрагимов не решался браться за эту постановку почти пять лет. Что же его удерживало? Двумя словами это объяснить трудно…

Вкратце о фабуле. Действие происходит в дореволюционной России. В Астрахань приезжает молодой преуспевающий казанский бизнесмен Габдулла (Равиль Гилязов), который хочет построить здесь кондитерскую фабрику. Без благословения самого авторитетного купца города Демьяна Потаповича (Инсаф Фахрутдинов) это сделать трудно, поэтому Габдулла делится с ним своими планами. В ответ получает предложение заключить сделку. Необычную.

Демьян Потапович предлагает нанять бурлаков, которые должны дотащить его груженую баржу «Фиалка» до Казани, пока Волга не покроется льдом. Габдулла не верит, что такое возможно, ведь на дворе стоит уже октябрь.

– Если они дойдут, ты заодно построишь мне и театр, – говорит старый купец молодому. – Я знаю столько поучительных историй, достойных сцены!

Путь, полный испытаний

А бурлаки уже «закрыли сезон» и играют свадьбу. Гаяз (Рафыйк Каюмов) берет в жены Гайшу (Энже Шигапова). Для того, чтобы уговорить их взяться за столь рисковое дело, Демьян Потапович обещает каждому по 30 рублей, а Габдулла – еще по 10. (В те времена на три рубля можно было купить 50 коров – прим. ред.) Бурлаки не находят в себе сил отказаться от такого куша и отправляются в путь, полный испытаний.

Дотащат они баржу или нет, читатель узнает, посмотрев спектакль (смотрите афишу на стр. 29), а мы хотели бы особо отметить работу художника Булата Ибрагимова. Кто был в челнинском татарском драмтеатре, знает, какой треугольный закуток приходится использовать, как сцену. Но умелое решение художника, выстроенное в стиле минимализма, позволяет показать зрителю и широкие берега Волги, и огромную, тяжелую баржу, и ресторан, где заключается сделка, и многое другое.

Временная схема

Возвращаясь к разговору о долгом пути режиссера к этой постановке, следует признать, что пять лет назад пьеса такого рода вряд ли могла быть воспринята зрителем. Что же, теперь зритель изменился? В общем-то, нет, но изменился мир.

Давайте вспомним, что кризис 90-х годов прошлого века привел к оттоку зрителей из театра. Не до театральных трагедий людям было, самим бы выжить. Театрам тоже нужно было как-то выживать. Драматурги, к которым советская идеологическая машина предъявляла жесткие требования, в новых условиях растерялись. В итоге все это привело к тому, что в репертуаре все меньше стало серьезных классических спектаклей и все больше пьес-однодневок, написанных и поставленных лишь с одной целью – чтобы зритель пришел, похохотал и ушел довольный.

До поры до времени эта схема работала. Но в последние годы пьесы-однодневки стали вызывать, скорее, недовольство. Театры это почувствовали и стали доставать с полок пьесы, припасенные до лучших времен.

Демьян Потапович предлагает Габдулле
нанять бурлаков, которые должны
дотащить его баржу до Казани

 

Вопросы к жизни

На драму «Бурлак» вряд ли валом повалит зритель. Не для того она поставлена. А для кого же? Или для чего?

Татарское театральное искусство сегодня активно ищет свое место в изменившемся мире, где балом правит глобализация. В общественной мысли идут ожесточенные споры о том, по какому пути идти: консервации или интеграции? Сторонники и того, и другого обвиняют друг друга в том, что, мол, вы ведете татарский народ к исчезновению. В то же время выясняется, что европейцам совсем не интересен Шекспир, Кальдерон или Чехов в интерпретации татар-ского театра. Их как раз больше интересуют классические национальные постановки – «Голубая шаль», «Старик из деревни Альдермеш» и другие.

Но это вовсе не значит, что татарский театр должен вариться только в собственном котле. Наоборот, чтобы не отстать в своем развитии от мировых культурных процессов, он должен не только знать о них, но и активно применять новые методы и технологии, создаваемые в мире. А, например, на Западе, давно уже поняли, что нет никакого смысла пытаться конкурировать с телевидением и кино в борьбе за массового зрителя. Сегодня театр все больше превращается в особое место, куда зритель (причем не любой человек) приходит посмотреть элитное, живое искусство, живую игру актеров, в такое место, где к жизни есть вопросы, – и тем самым возвращает себе первоначальную миссию катарсиса*. Сегодня театры бросают вызов зрителю и обществу. Челнинский – в том числе и через «Бурлак» – драму, в которой есть вопросы к жизни.

«Я вам построю театр!»

Ближе к финалу Габдулла говорит Демьяну Потаповичу:

– Да, я вам построю театр!

Будь я режиссером челнинского татарского драмтеатра, взялся бы ставить «Бурлак» хотя бы ради этой фразы. Очень хочется надеяться, что мечта челнинских театралов о собственном здании (настоящем, не приспособленном!) в ближайшее время материализуется.

* Катарсис – по Аристотелю – очищение души посредством сопереживания героям трагедии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*