КАК СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ В НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ПРИШЛА

Untitled Document

Сегодня, 7 ноября, отмечается 91-я годовщина Октябрьской революции. Все мы в той или иной степени знакомы с историей нашей страны, но далеко немногие читатели знают, какое отражение нашли события Октября в истории Набережных Челнов. Восполнить этот пробел поможет материал известного краеведа, кандидата исторических наук, доцента ИНЭКА Владимира Ермакова, который мы представляем вашему вниманию.

 

Командир роты
докладывает
уполномоченному ВЦИК о закреплении Мензелинска
за Советской
властью.
19 октября 1918 года (фото предоставлено музеем истории города)

 

1. Установление власти
на местах

 

После победы Февральской революции 1917 года Россия неуклонно двигалась к новым революционным потрясениям. Крестьяне не желали ждать созыва Учредительного собрания, которое, по замыслу Временного правительства, должно было решить вопрос о земле. В связи с напряженной обстановкой 4 сентября 1917 года в Мензелинске был образован Комитет общественной безопасности, в распоряжение которого перешли воинские части. 5 сентября 1917 года на заседании Уфимского революционного штаба в Мензелинске было объявлено военное положение.

Набережночелнинские купцы и лавочники по рекомендации уездного комиссара и по совету крупных предпринимателей Г. Халфина и М. Саитбатталова также организовали Комитет общественной безопасности для охраны порядка и своего имущества. Из 230-го Елабужского полка и местных демобилизованных солдат этот комитет создал хорошо вооруженный отряд. В нем насчитывалось более ста человек, которым платили по четыре рубля в день. Кроме того, в начале октября 1917 года купечество командировало в Уфу челнинского земского врача Н. Чуфаровского, чтобы заручиться надежным военным отрядом.

25 октября большевики и их союзники – левые эсеры и анархисты – свергли Временное правительство. Власть перешла к новым органам власти – съезду Советов, Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК) и правительству в лице Совета Народных Комиссаров (СНК). Возглавил СНК В. Ульянов-Ленин.

Началось установление Советской власти на местах. В частности, было принято постановление Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов, железнодорожного Союза (это был крупнейший профсоюз России) и Мусульманского военного Совета, в котором говорилось: «Приветствовать победу революции в Петро-граде и приступить к установлению Советской власти на местах». Уже 26 октября в Уфе был создан губернский ревком, известивший всех о свержении Временного правительства. Однако новая власть окончательно утвердилась здесь лишь 30 ноября 1917 года.

 

2. Погромное движение

 

В Набережные Челны известие о захвате власти большевиками пришло с некоторым запозданием. Это объяснялось плохим состоянием связи и коммуникаций, особенно в связи с прекращением навигации по Каме. Тем не менее сообщения о смене власти проникали в село, и челнинцы воспринимали их по-разному. Местная интеллигенция, кипевшая энтузиазмом в феврале, к октябрьским событиям отнеслась отрицательно. Землевладельцы и крупные собственники – тем более. Рабочие Челнинского Затона и промышленных предприятий всей душой были за Совет-скую власть.

Крестьяне же из всего знаменитого воззвания Ленина о победе революции наиболее близко к душе приняли лозунг «Долой помещиков и капиталистов!», расценив его как призыв безнаказанно грабить и разрушать собственность помещиков, захватывать их земли. Погромное движение охватило все волости уезда. Челнинские и орловские крестьяне, в частности, приняли самое активное участие в разграблении имения А. Стахеевой в деревне Тогаево.

Властные структуры большевиков направили во все важнейшие регионы страны своих представителей – так называемых эмиссаров по земельным делам. Присланный в Мензелинский уезд матрос-большевик Щербаков был свидетелем разгрома имений местных крупных землевладельцев. В докладе пославшему его Кронштадтскому Совету он отметил: «Крестьяне считают, что тот, кто говорит: «защищайте помещичье имущество» – враг и стоит за помещиков». Он же, Щербаков, утверждал, что львиную долю разграбленного у помещиков имущества захватили кулаки. Они, имея и лошадей, и телеги, сумели увезти чужого добра куда больше, чем бедняки. Вот и еще один повод для зависти, через много лет обернувшийся доносами и раскулачиванием!

 

3. Без кровопролития

 

В конце 1917 года в деревни возвратились солдаты-фронтовики. Они создали в Мензелинске Военно-революционный комитет (ВРК), 14 ноября 1917 года провозгласивший, что всю власть в уезде забирает в свои руки. Через месяц ВРК передал свои полномочия Мензелинскому Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В Набережных Челнах был образован сельский ревком, а на его основе – межволостной райсовет. Его председателем избрали С. Столярова, а военкомом – уроженца Мысовых Челнов С. Карманова.

В декабре 1917 года в Набережных Челнах на общем собрании крестьян, рабочих и бедноты был избран сельский Совет из девяти человек во главе с исполкомом. Председателем последнего стал недавний солдат-фронтовик А. Кабальнов.
На первом же заседании новая власть постановила «ликвидировать буржуазную шайку» – местный Комитет общественной безопасности. Ему было предложено распустить отряд и передать свои полномочия представителям сельского Совета. Однако члены Комитета отказались подчиниться.

Совет попросил помощи у рабочих Бондюжского завода. В Челны приехал С. Гассар, один из руководителей Бондюжской партийной ячейки и отряда Красной гвардии. По его рекомендации сельсовет создал небольшой вооруженный отряд. Ночью члены «буржуазной шайки» были арестованы, подчиненный Комитету общественной безопасности отряд разоружен. Таким образом, установление Советской власти в Набережных Челнах произошло без вооруженных столкновений и кровопролития, в отличие, например, от соседней Елабуги.

4. Каждый пуд хлеба – под контроль

Примерно 12 декабря в Челнах состоялось собрание, на котором объявили, что отныне единственной властью здесь будет Советская.

Сельский Совет создал отряд Красной гвардии, командиром которого стал К. Белопухов. Красногвардейцы села Набережные Челны разместились в доме купца Акбердина (улица, на которой находился этот дом, теперь называется Красногвардейская). На верхнем этаже размещался штаб, внизу – бойцы. В отсутствие полиции и милиции Временного правительства отряд обеспечивал общественный порядок.

Советы взяли под контроль каждый пуд хлеба и запретили его вывоз, не останавливаясь перед применением оружия. Всем, у кого имелось свыше 500 пудов зерна, предписывалось сдать его добровольно. Конфискованный хлеб по карточкам выдавался нуждающемуся населению.

Кроме того, с тех, кого считали людьми богатыми, Совет регулярно взимал крупные суммы денег. На ряде предприятий установили рабочий контроль. Так, рабочим всех мельничных заведений было предложено организовать комитеты, которые следили за тем, чтобы зерно не продавали без разрешения продовольственной управы.

 

5. Сопротивление земской управы

 

Изменения в системе власти на местах вышеописанными событиями не ограничились. Значительными полномочиями обладала Мысово-Челнинская волостная земская управа, созданная после Февральской революции. Ее члены в своем большинстве были противниками Советской власти.

Активность в борьбе с земской управой проявил Н. Пучинин. Он собрал волостной Совет крестьянских депутатов вместе с гласными волостной земской управы и объявил, что отныне власть принадлежит Советам, а все земли, вместе с живым и мертвым инвентарем, – крестьянству. Кроме того, Н. Пучинин предложил переизбрать земские органы ради избавления от сторонников Временного правительства. Однако призывы эти поддержки не получили.

31 декабря 1917 года Н. Пучинин объявил, что управа не имеет полномочий решать важные вопросы без участия Советов. 4 января 1918 года после некоторого сопротивления состав волостной земской управы все же переизбрали. В него вошли: А. Рыкалов (председатель),
Н. Пучинин и А. Миронов.

 

6. Воплощение мечты в жизнь

 

Окончательно вопрос о власти был решен 2 апреля 1918 года (по новому стилю), когда состоялось организационное собрание Мысово-Челнинского волостного Совета крестьянских депутатов. На собрании было принято судьбоносное решение: волостную земскую управу упразднить, а всю полноту власти передать Совету крестьянских депутатов. Членами исполкома Совета избрали девять человек – Рыкалова, Осетрина, Беспалова, Сергина, Западнова, Пучинина, Миронова, Талызина, Ерышканова. Это и были первые полномочные представители Советской власти в Набережных Челнах.

В начале 1918 года местные органы власти активно занялись реализацией Декрета о земле. Аграрные преобразования заключались в следующем: конфискация всех земель, передача их в руки местных органов власти, бесплатная передача помещичьих, удельных, церковных и монастырских земель крестьянам. Так началась реализация извечной мечты людей о построении справедливого общества рабочих и крестьян.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*