Средняя школа, ребята за партами, учитель у доски… Казалось бы, обычный урок. Как бы не так! Из-за спин школьников за работой преподавателя наблюдает строгое жюри. Оценки сегодня получат не только ученики, но и педагог. | ||||
|
||||
Эндже Андреева:
«Нельзя сказать, что к уроку я готовилась долго, ведь проведение занятий – моя работа» |
||||
«Показательные выступления» Конкурс «Учитель года-2009», стартовавший в середине января, набрал обороты. И вот уже ко второму этапу соревнований приступили педагоги Центрального района Набережных Челнов. С утра в школе №38 царила атмосфера гостеприимства. Ещё бы! Ведь именно на базе этого учреждения должны состояться «показательные выступления», а точнее, уроки, подготовленные и представленные на суд жюри. Презентовать педагогический опыт в этот день предстояло семи учителям. В расписании членов комиссии значились: химия, математика, музыка, три информатики и ОБЖ.
– такую распевку пятиклассникам предложила учитель музыки школы №31 Светлана Кудашева. Темой урока стала «История возникновения фортепиано». Школьники узнали, как выглядели предшественники всем известного музыкального инструмента. Затем Светлана Анисовна продемонстрировала звучание фортепиано, проиграв несколько произведений разных эпох. Ученики получили и домашнее задание по «Осенней песне» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. На уроке математики второклассники учились упрощать сложные уравнения. Для начала преподаватель математики школы №38 Эндже Андреева в игровой форме повторила то, что дети узнали на прошлом занятии. Словно по взмаху волшебной палочки на электронном табло появились уравнения, где в качестве неизвестных вместо «x» стояли буквы русского алфавита. Из этих букв нужно было составить слово. Само слово было зашифровано: в клеточках стояли цифры – эквиваленты значений, принятых за «П», «Т» или «Ш». Дети очень увлечённо решали уравнения и довольно быстро получили слово «ПУТЕШЕСТВИЕ». Когда урок подошёл к концу, Эндже Фасхетдиновна предложила детям оценить умение решать сложные уравнения. Для этого она заранее нарисовала вертикальный отрезок и приготовила магнитики. Каждый ученик должен был подойти и поставить свой магнитик либо вниз отрезка, если он ничему не научился, либо вверх, если он всё усвоил, либо в серединку, если он понял только часть из того, что объяснял учитель. Но ограниченное до 30 минут время урока не позволило оценить себя всем желающим. Второклашки уже расходились, когда одна девочка подошла к доске и дотянулась магнитиком до вершины отрезка. Совсем иначе прошёл урок информатики в 11-м классе. Казалось, что этих, видавших виды обитателей школы, уже ничем не удивить. Ан нет! На занятии, темой которого было «Построение диаграмм», учитель информатики лицея №18 Назиля Гаянова представила в качестве заданий не просто примеры, а реальные данные опросов общественного мнения. Школьникам предлагалось построить диаграммы «Что сегодня беспокоит россиян (опрос ВЦИОМ, январь 2009 года)» или «Стоимость 100 грамм стирального порошка для машин-автоматов по Набережным Челнам».
По окончании урока каждому учителю нужно было проанализировать учебное занятие. Преподавателям предстояло соотнести поставленную в начале урока цель с конечными результатами. На всё это каждому педагогу дали 7-10 минут. Надо сказать, что члены жюри пытались направить тех, кто, утопая в эмоциях, отклонялся от темы. – Во время самоанализа я немного растерялась, – призналась корреспонденту «Недели» Эндже Андреева. – Нельзя сказать, что к показательному уроку я готовилась долго, так как проведение занятий – моя работа. Сама не понимаю, почему так разволновалась! По условиям, я как преподаватель школы №38, в которой и проходил этап, должна была провести урок в незнакомом классе. Далеко ходить не стали, взяли второклашек из соседней школы №76. Я с ними познакомилась, посмотрела, как проходит их урок математики, и постаралась адаптировать своё занятие под них. Даже физкультминутку мы провели такую, к какой привыкли дети. Мне кажется, многое из того, что я хотела показать, удалось. Но после разговора с жюри я сделала вывод, что надо научиться не волноваться! После самоанализа жюри просило участника покинуть «зону переговоров». Каждый член жюри сдавал заранее заполненный оценочный лист. Учебное занятие оценивалось по 10 критериям. За него можно было получить максимум 40 баллов. Плюс максимум 15 баллов – за самоанализ, оценивающийся по трём критериям. После того, как был подсчитан средний балл, сообщали учителю результат. |
||||
|