ПРОРВЕМСЯ!

Untitled Document

– так оценивает сегодняшнюю ситуацию на селе депутат Госдумы трех созывов, бывший министр сельского хозяйства РФ Виктор Семенов, который ответил на вопросы журналистов «Челнинской недели».

 

Цены будут расти

– Виктор Александрович, в нынешнее кризисное время все российские флагманы экономики – нефтегазовые и другие крупные производители – просят у правительства денег на поддержку бизнеса. При этом о сельском хозяйстве сегодня – подчеркнем, именно сегодня – ничего не слышно, словно его вообще не существует. Что, сельского хозяйства кризис не коснулся? Или, наоборот, оно уже давно в состоянии кризиса и научилось в этом состоянии нормально жить и работать?

Виктор Семенов: «Если бы у нас был только импорт,
то продовольствие с ходу подорожало бы
ровно в полтора раза»

– Вы уже сами ответили на этот вопрос. Интересы селян и раньше-то, в 90-е годы, игнорировали, открыв рынок и допустив туда всех, кому не лень, на самых льготных условиях! Когда наш продовольственный рынок просто подавлялся массированным ударам со стороны импортеров при поддержке их государств. То же самое практически происходит и сегодня.
Сельское хозяйство только-только начало выходить из кризиса, а тут еще и мировой кризис наступил. При этом голос его, к сожалению, никогда не был достаточно слышен. Сельское хозяйство никогда не умело себя четко и звонко лоббировать, и только-только учится этому.

– Сейчас, когда курс рубля значительно упал по отношению к доллару, а импорт составляет едва ли не половину нашей продукции…

– 40% импорта…


– …мы видим, что уже подорожал сахар. Что на очереди?

Слава богу, что 60% продукции мы все же производим сами. Если бы у нас был только импорт, то продовольствие с ходу подорожало бы ровно в полтора раза! Но так как у нас работают сдерживающие факторы собственного производителя, то подорожание идет и будет идти, но не такими темпами. И это тоже законы рынка. Цена расти будет.

Но, к сожалению того эффекта массового импортозамещения, который произошел в 1998-1999 годах, уже не будет. Сейчас свободных мощностей, свободных ресурсов, которые можно задействовать нажатием кнопки, нет. А чтобы развивать новые возможности, потребуются не только время, но и капиталовложения, импортные технологии и техника. А они, как мы говорили, подорожали, и это будет сдерживающим фактором быстрого импортозамещения. Но процесс, тем не менее, уже начался.

 

Надо найти
«золотую середину»


– В последние годы в стране построили достаточно много современных птицефабрик, свинокомплексов и ферм. Кто-то регулирует этот процесс, количество новых комплексов, места их расположения, объемы производства?

 

– Вопрос этот больше к министерству. Потому что, когда выделялись долгосрочные кредитные ресурсы, – а они выделялись в первую очередь на свиноводство и птицеводство, – процесс создания крупных объектов проходил согласование в Минсельхозе, и некая координация этого процесса была. Уверен, в первую очередь инициатива была за бизнесом, и это правильно. Потому что государство должно тут не командовать, а проводить анализ и некую координацию действий бизнеса, чтобы в одном районе не появились одинаковые предприятия.

Этот процесс развивается и сейчас возникает вопрос, чем оснащать наше сельское хозяйство – импортной техникой или отечественной? Считаю, в дилемме «что первично: яйцо или курица» надо понять: если для нас сельское хозяйство приоритет, то мы должны именно сейчас создать для него условия максимально быстрого и свободного развития. И, соответственно, жестко нажимать на тормоза в приходе на наш рынок импортной техники, на мой взгляд, нельзя. Потому что у нас техники даже близко адекватной импортной нет!

Я бы нашел некую «золотую середину» – начал бы поддерживать создание новейших образцов отечественной техники и технологий на базе того, что у нас было, на основе совместных разработок с западными партнерами. Но, повторюсь, нельзя останавливать поток импортных технологий и техники в наше сельское хозяйство. Действуя так в этих двух направлениях, мы бы решали и задачу сегодняшнего дня, и стратегическую задачу будущего.


– А как обстоит дело в нашей стране с селекцией скота, птицы?

– Потери за последние 15-20 лет именно в этом направлении колоссальные! Но, надо сказать, точки роста появились, птицеводы многие позиции удержали, свиноводы начинают активно возрождать то, что было потеряно. Много сделано в рамках нац-проекта и Госпромраммы развития сельского хозяйства для обновления племенного стада, в том числе – по лизинговым программам. Думаю, в ближайшие годы это принесет свои плоды, если государство не снизит темпы поддержки этой отрасли.


– В этом году планируется увеличение поддержки?

– Безусловно. Вы знаете, что, несмотря на кризис, идет кредитование посевной. Хотя в кризис, тем более в тот системный кризис, в котором сельское хозяйство было и пока еще остается, нельзя сказать, что все нормально. Тем не менее, люди видят подвижки к улучшению даже в это сложное время. К тому же правительство заявило, что будет сдерживать цены на дизельное топливо.

Государство сегодня окрепло и помогает не только деньгами – своим командным голосом оно остужает спекулятивные ожидания рынка. Как вы знаете, когда посевная или уборочная, цены на дизтопливо всегда подскакивали по мановению «дирижерской» палочки. Особенно на дизельное топливо, которое нужно сельскому хозяйству. Сегодня и в этих вопросах есть положительные тенденции.

 

Минусом воспользуемся
как плюсом
– А как обстоят сегодня дела с садами?
– Сады вообще угробили – в России осталось только три-четыре крупных фруктовых хозяйства. Они только-только возрождаются, но уже представлены солидно. Все остальные уничтожены. Нам приходится на руинах строить все заново.
В этом, конечно, наш минус, но в этом и плюс. Мы с чистого листа на основе вчерашнего опыта делаем то, чего даже на Западе нет! Они ведь не могут себе позволить делать что-то с чистого листа – они никогда не доходили до такой глупости, чтобы разрушить все «до основания, а затем…». А мы в очередной раз все это прошли. Давайте этим минусом воспользуемся как плюсом, и если уж что-то строить, то объекты и технологии не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

 

Фермер
обречен на развитие


– Поддержка, о которой мы говорили, касается крупного бизнеса. А вот фермеры практически не пользуются никакой поддержкой из-за длительности и сложности подготовки и оформления документов на выдачу кредитов. Имеет ли вообще смысл развивать фермерство в России? Может ли оно конкурировать с современными высокотехнологичными комплексами? Может ли в России фермер быть рентабельным?

– Фермер просто обречен на развитие. Но сегодня мы видим, что банки даже крупным корпорациям кредиты не дают, а уж мелким тем более… А россий-ский фермер отличается от западного еще и тем, что у него нет кредитной истории, нет опыта получения кредитов. Но все же справедливости ради надо сказать, что для мелких товаропроизводителей постепенно что-то уже делается.

На мой взгляд, должен быть более упрощенный подход не только в получении кредитов. К примеру, где вы видели хотя бы одного фермера, который бы смог поучаствовать в интервенционных торгах и продать государству излишки своего зерна? Да нет таких! В этом, я считаю, вина правительства и Минсельхоза, который прописал такие условия интервенционных торгов, что в них могут участвовать только крупные трейдеры. Даже крупным сельхозпроизводителям, как правило, ни юридически грамотных специалистов, ни капитала не хватает для того, чтобы участвовать в этих торгах. А уж о фермерах в этом плане надо просто забыть, что неправильно. Поскольку торги устраивают в первую очередь, чтобы в них напрямую участвовал любой товаропроизводитель. Категорически надо было все делать для того, чтобы трейдеров или спекулянтов там не было! Поэтому в этом плане еще работать и работать.

Как бы мы ни критиковали тут правительство, но торги-то эти у нас действуют уже 5-6 лет. Для истории и масштабов нашей страны это очень небольшой срок. Конечно, до сих пор они еще не совершенны. Но не все сразу, будем надеяться, что правительство, читая и региональную прессу, будет двигаться в правильном направлении.


– Фермерство все-таки России нужно?

– Безусловно! Где вы видели, например, эскадру кораблей, состоящую только из авианосцев? Не бывает такого. Должны быть и авианосцы, и средние эсминцы, и другие корабли, и тогда эта эскадра непобедима. Так и в аграрном бизнесе – есть секторы экономики, где для крупного бизнеса есть запрет. Например, зелень: разве может крупное хозяйство заниматься производством укропа, петрушки, сельдерея в открытом грунте? Да они замотаются с этим делом! Как дополнение к какому-то ассортименту это может быть, но
не здесь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*