Главного художника Набережночелнинского театра кукол Александра Митрофанова актеры называют папой, создателем многочисленных образов. Куклы для него дети, а театр – дом, где всегда царит атмосфера теплоты. Все самое светлое и лучшее, что есть в этом художнике, он старается передать куклам, чтобы они и дальше несли этот свет зрителю. | ||
«С бараном – Александр Юрьевич, начнем с традиционного вопроса: как вы стали художником по куклам?
Однако в Иркутское театральное училище я не поступил и сделал большой зигзаг в жизни, прежде чем вернулся в театр. Работал семь лет диспетчером гражданской авиации, затем преподавал в школе изобразительное искусство. Когда вернулся в театр, стал работать помощником декоратора. По словам главного художника, я хорошо справлялся. А потом и меня назначили на эту должность. |
||
– Расскажите о своей первой кукле, которую вы создали уже здесь. – Это были куклы к спектаклю «Коза и баран». Постановка стала своего рода дебютом и для режиссера-постановщика Альберта Сахабутдинова, и для меня. Главными героями были волк, коза и баран. Проблема возникла с последним. Его пришлось переделывать несколько раз, потому что он не получался таким кукольным, сказочным, как хотелось. Это был самый натуральный баран, который не вписывался в нашу волшебную сказку!
– Это зависит от режиссера. Можно создать перчаточную, тростевую, планшетную и эстрадную куклу. Бывает, что режиссер-постановщик предоставляет полную свободу действий. И тогда, прочитав сценарий, художник уже сам выбирает материал, из которого будет создан персонаж. Раньше я относился к этому слишком серьезно. А когда понял, что серьезное отношение ни к чему хорошему не приведет, начал просто играть в театр. Тогда стали и куклы получаться совершенно разные. К примеру, в спектакле «Старик и волчица» все было сделано из мешковины, деревяшек и обычной серой бумаги. И когда я увидел, как эта кукла из папье-маше выразительна, мне разонравились лощеные творения. Я понял, что куклу можно создать из любого материала, главное – увидеть образ. |
||
|
||
Алексей Митрофанов:
«Непроизвольно делаю куклы похожими на актеров» |
||
В споре рождается истина
– Иногда направление задает режиссер. Он говорит: «Вот в этом спектакле я вижу тростевые куклы, потому что их выразительность свойственна только этому спектаклю». Лучше, конечно, когда будущий спектакль режиссер и художник обсуждают вместе. Они делятся своими соображениями и приходят к чему-то общему. Гораздо хуже, когда режиссер приходит и говорит: «Вот тебе сценарий, сделай по нему куклы». А когда видит результат, выясняется, что это не то, чего он хотел. И приходится все переделывать. Здесь, конечно, можно сопротивляться, хвататься за голову…
– Спорю. Есть такое утверждение: в споре рождается истина. Зачастую, конечно, каждый остается при своем мнении, но когда речь идет о рождении спектакля, находится оптимальный вариант.
– Я вернусь к первому спектаклю. В этой сказке коза получилась очень похожей на нашу актрису. Это вышло непроизвольно, но мне так это понравилось, что я стал подгонять кукол под актеров. |
||
– Не жалко? – Конечно, жалко. Но, с другой стороны, не надо забывать, что это тоже инструмент, который жив, пока на нем играют. До тех пор, пока кукла не попала в руки человека-мастера, это обыкновенная деревяшка. Это папье-маше, которое когда-нибудь рассыпается.
– Для всех. Изначально, конечно, он создавался не для детей. Его пытаются сделать детским по всему миру, но на самом деле он стал таковым только в советской России, когда поняли, что будущее поколение надо воспитывать. И сейчас это, конечно, актуально. Но не надо забывать, что в детских сказках заложена глубокая философия, над которой поразмышлять стоит и взрослым. |