ГДЕ КУКЛЫ ТАК ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ…

Untitled Document

Главного художника Набережночелнинского театра кукол Александра Митрофанова актеры называют папой, создателем многочисленных образов. Куклы для него дети, а театр – дом, где всегда царит атмосфера теплоты. Все самое светлое и лучшее, что есть в этом художнике, он старается передать куклам, чтобы они и дальше несли этот свет зрителю.

 

«С бараном
возникла проблема»

– Александр Юрьевич, начнем с традиционного вопроса: как вы стали художником по куклам?

Главный художник Театра кукол в творческом поиске всегда

– Куклами я начал заниматься в далеком 1976 году. При Доме культуры «Ровесник» в поселке Чульман (Якутия) был создан театральный кружок, где нам, ребятам, рассказывали о куклах, показывали, как с ними работать. Кстати, они были перчаточными. Мы часто выступали в школах, на праздниках в ДК «Ровесник», ездили по близлежащим поселкам со спектаклями «Маша и медведи», «Колобок», «Репка».
Тогда я и решил стать не только художником, но и актером. Читал много книг и начал лепить кукол, правда, не игровых. Делал их больше для того, чтобы понять, что они из себя представляют. Старался учитывать все мелкие детали. Например, у японца и якута глаза узкие, но у каждого по-своему. В плане национальных черт многое мне подсказывал отец.

Однако в Иркутское театральное училище я не поступил и сделал большой зигзаг в жизни, прежде чем вернулся в театр. Работал семь лет диспетчером гражданской авиации, затем преподавал в школе изобразительное искусство. Когда вернулся в театр, стал работать помощником декоратора. По словам главного художника, я хорошо справлялся. А потом и меня назначили на эту должность.

 

– Расскажите о своей первой кукле, которую вы создали уже здесь.

– Это были куклы к спектаклю «Коза и баран». Постановка стала своего рода дебютом и для режиссера-постановщика Альберта Сахабутдинова, и для меня. Главными героями были волк, коза и баран. Проблема возникла с последним. Его пришлось переделывать несколько раз, потому что он не получался таким кукольным, сказочным, как хотелось. Это был самый натуральный баран, который не вписывался в нашу волшебную сказку!


– Из каких материалов вы создаете сказочных героев?

– Это зависит от режиссера. Можно создать перчаточную, тростевую, планшетную и эстрадную куклу. Бывает, что режиссер-постановщик предоставляет полную свободу действий. И тогда, прочитав сценарий, художник уже сам выбирает материал, из которого будет создан персонаж. Раньше я относился к этому слишком серьезно. А когда понял, что серьезное отношение ни к чему хорошему не приведет, начал просто играть в театр. Тогда стали и куклы получаться совершенно разные.

К примеру, в спектакле «Старик и волчица» все было сделано из мешковины, деревяшек и обычной серой бумаги. И когда я увидел, как эта кукла из папье-маше выразительна, мне разонравились лощеные творения. Я понял, что куклу можно создать из любого материала, главное – увидеть образ.

 

Алексей Митрофанов:
«Непроизвольно делаю куклы похожими на актеров»

 

В споре рождается истина


– А как идет поиск образа куклы?

– Иногда направление задает режиссер. Он говорит: «Вот в этом спектакле я вижу тростевые куклы, потому что их выразительность свойственна только этому спектаклю». Лучше, конечно, когда будущий спектакль режиссер и художник обсуждают вместе. Они делятся своими соображениями и приходят к чему-то общему. Гораздо хуже, когда режиссер приходит и говорит: «Вот тебе сценарий, сделай по нему куклы». А когда видит результат, выясняется, что это не то, чего он хотел. И приходится все переделывать. Здесь, конечно, можно сопротивляться, хвататься за голову…


– А вы часто сопротивляетесь?

– Спорю. Есть такое утверждение: в споре рождается истина. Зачастую, конечно, каждый остается при своем мнении, но когда речь идет о рождении спектакля, находится оптимальный вариант.


– Стараетесь ли вы создавать кукол, похожих на актеров?

– Я вернусь к первому спектаклю. В этой сказке коза получилась очень похожей на нашу актрису. Это вышло непроизвольно, но мне так это понравилось, что я стал подгонять кукол под актеров.

 

– Что происходит с куклами после спектакля? Дается ли им вторая жизнь?

– Вторая жизнь дается практически всегда. И если кукла не играет в спектакле, то участвует в капустнике или отправляется в музей. А некоторые, увы, в утиль…

На создание кукол
к спектаклю может уйти месяц,
а может
и два года

– Не жалко?

– Конечно, жалко. Но, с другой стороны, не надо забывать, что это тоже инструмент, который жив, пока на нем играют. До тех пор, пока кукла не попала в руки человека-мастера, это обыкновенная деревяшка. Это папье-маше, которое когда-нибудь рассыпается.


– И все же, для кого создается театр кукол?

– Для всех. Изначально, конечно, он создавался не для детей. Его пытаются сделать детским по всему миру, но на самом деле он стал таковым только в советской России, когда поняли, что будущее поколение надо воспитывать. И сейчас это, конечно, актуально. Но не надо забывать, что в детских сказках заложена глубокая философия, над которой поразмышлять стоит и взрослым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*