ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА ГИТАРА

Untitled Document

Жители Самары, словно по тайному сговору, с 1 по 6 июля покидают город, чтобы на несколько дней окунуться в мир бардовской песни и туристической жизни. Корреспондент «Недели» второй год подряд становится свидетелем подобной миграции, а причина тому – Грушинский фестиваль.

 

Надежда Короткая и Евгений Степаненков поженились на Грушинском фестивале

 

Мокрый народ
и лужи – атрибут «Груши»

Когда в нашу редакцию в очередной раз пришло приглашение на фестиваль имени Валерия Грушина, моей радости не было предела: попасть на три дня в пресс-тур на самый грандиозный конкурс бардовской песни дорогого стоит! И поскольку я оказалась бывалым туристом, то было решено отправить меня на Мастрюковские озера, где собственно все и происходило.

Как и в прошлом году, организаторами Грушинского фестиваля выступили клубы бардовской песни, ряд творческих объединений, администрация области, а также компания «Балтика» и брэнд «Ярпиво» – последние и пригласили в пресс-тур журналиста «Недели». СМИшный десант высадился на фестивальной поляне. Дождь застал нас еще в дороге, но на него никто особо не обращал внимания. «Это традиция, – сетовали организаторы пресс-тура. – Мокрый народ и огромные лужи на дороге – неотъемлемый атрибут «Груши». Здесь каждая погода благодать!»

 

ВОПРОС ОСТАЛСЯ ОТКРЫТЫМ
Как известно, у каждого мероприятия есть обратная сторона медали. Вот и на Грушинском фестивале было несколько неприятных моментов, которые отметили журналисты: платный въезд на авто на территорию фестиваля и «кусачие» цены на местной ярмарке. Разъяснить ситуацию попытались организаторы и представители худсовета фестиваля.
– Платный пропускной режим был введен для того, чтобы автолюбители меньше загрязняли окружающую среду. Мы заботимся о сохранении поляны в первоначальном состоянии и тратим на это немалые средства. А чеки вы вправе требовать – на каждом КПП стоит касса. Что касается цен, то их регулирует рынок, мы этим не занимаемся и не можем на это как-либо повлиять. Можно сходить в поселок Прибрежный и купить все необходимое там, но мы не имеем право диктовать условия торговли, – пояснил генеральный директор научно-производственной фирмы «МЕТА» Николай Мартынов.
Не остался без внимания и раскол Грушинского фестиваля. Напомним, три года назад упомянутая компания «МЕТА» взяла в аренду сроком на 15 лет землю, на которой уже несколько десятилетий проходил фестиваль, и выставила свои условия. С ними не согласилась общественная организация «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина». Клуб решил проводить свой фестиваль, но уже на Федоровских лугах, которые находятся неподалеку от Мастрюковских озер.
На пресс-конференции в прошлом году директор фестиваля Петр Старцев заявил, что они сделают все, чтобы сделать конкурс бардовской песни единым. Однако в этом году он пояснил журналистам, что воссоединение пока невозможно, прежде всего, из-за расхождения в форматах фестивалей. Министер-ство культуры Самарской области тоже вроде как смирилось с тем, что Грушинский фестиваль проводится на двух площадках, но, по сути, он один. Однако художественный совет фестиваля на Мастрюковских озерах все же пытается вести переговоры с творческим составом Федоров-ских лугов. Авось, объединятся…

 

Наш лагерь расположился напротив знаменитой сцены в виде гитары. Противоположный берег словно улыбался нам и говорил: «Да, вам повезло! Волей-неволей станете свидетелями финального концерта». Я, в общем-то, тоже порадовалась такому стечению обстоятельств: вид ночной горы – это что-то!

Перед тем, как разбрестись по территории грушинского городка, мы с коллегами осмотрели свое жилище: деревянные поддоны, непромокаемая палатка, подушка, одеяло, запасы еды, воды. Можно было смело заявлять, что ночные холода, повышенная влажность и голод нам не страшны, и отправляться на разведку фестивальной поляны.

Действо развернулось на территории в 120 гектаров: автостоянки, ярмарка, детская и спортивная площадка, гостевой лагерь, шесть эстрад и неофициальные площадки – все это вполне компактно расположилось в самом живописном месте Самарской области. Здесь каждый мог найти занятие по душе. Вот футболисты гоняют мяч по еще не высохшему полю, тут же разместилась площадка для детских забав, где с удовольствием копошатся ребята. Вот стена для скалолазов, по которой уже карабкается молодой человек, а неподалеку девушка просит метателя ножей научить ее этому хитрому занятию. «Ну, как такой красивой отказать», – улыбается мужчина и протягивает ей холодное оружие. А вот озябшие туристы дружной компанией бегут в «Чайхану», чтобы выпить горячего кофе или просто подкрепиться.

 

 

Никакой фанеры!

Кстати, девиз нынешнего фестиваля звучал как «Поэзия. Гитара. Голос». На нескольких эстрадах и неофициальных сценах исполнялись песни только под гитару и никаких барабанных установок, электрогитар и прочих спецэффектов, тем более фонограммы. Здесь нет звезд, нет шоу, только серьезные бардовские песни.

Сам конкурс проводился в четыре этапа. Исполнители, прошедшие три из них, принимали участие в финальном концерте на поющей горе. Призеры определялись в четырех номинациях: авторы (стихи и музыка), авторы музыки, исполнители, дуэты и ансамбли. Конкурсантов оценивало Главное жюри, в составе которого были именитые барды, а также «Жюри 21-го века», состоявшее из лауреатов предыдущего Грушинского фестиваля.

 

Акция, в ходе которой можно обменять пакет мусора на подарок от спонсора фестиваля, прошла на «ура»

 

Поющая гора спать не будет до утра

На второй день пребывания на «Груше» местные боги все-таки решили порадовать нас солнцем, но ненадолго. По прогнозам синоптиков, в районе Мастрюковских озер снова ожидались небольшие осадки. И наш СМИшный лагерь заранее настраивал себя на просмотр финального концерта под уже знакомый шум дождя.

 

Обычно на горе собираются около полутора тысяч человек, в этом году благодарных зрителей оказалось в два раза больше. Традиционно вечер открывали именитые гости, лауреаты прошлых фестивалей. Они пели уже знакомые всем песни. И гора светилась сотнями огней и взрывалась бурными аплодисментами, как только замолкала гитара. А после концерта туристы разбрелись по территории фестивальной поляны и уже в узком кругу друзей или же, наоборот, объединившись лагерями, устраивали посиделки с песнями у костра.

Послеконцертное утро на территории Мастрюковских озер, как обычно, было тихим. Едва показав нос из палатки в районе девяти утра, я увидела народ, нагруженный рюкзаками, ровным строем шагавший в сторону железнодорожной платформы. «Все, – подумалось мне. – Праздник кончился». Ближе к обеду большинство обитателей лагерей уже свернули свои бивуаки и подумывали о предстоящей дороге. Собственно и нам пора было собираться в путь-дорогу, кому до Самары, кому до Набережных Челнов. Мы снова загрузились в уже знакомый автобус и тронулись, а над фестивальной поляной разносилось уже знакомое: «Это странное богатство так не ценится нигде: наше Грушинское братство и гитара на воде».

 

Аттракцион «Выйди сухим из воды» пользовался большим спросом

 

КТО СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ?

Владимир Сучков сам сшил себе жилье

Но прежде чем покинуть территорию фестиваля, наша журналистская братия должна была помочь организаторам пресс-тура определиться с выбором самой яркой палатки и узнать, кто же стал лауреатом этого Грушинского фестиваля? По итогам конкурса самым оригинальным оказался шатер Владимира Сучкова из Чебоксар. Как выяснилось, тренер по шахматам сам шьет палатки и занимается изготовлением байдарок. Он получил приз в номинации «Самая яркая палатка».

«Палатка-богатырь» была замечена в районе второй эстрады и больше напоминала ангар для самолета. Обладателями необычного жилища на десять человек оказалась семья Климовых из Подмосковья. А вот самая маленькая палатка – «Мальчик с пальчик» – была у молодого человека, прибывшего из Подмосковья автостопом. Мини-дом оказался в два раза меньше хозяина(!). Титул «Хлебосольной палатки» получила столовая пресс-центра, ведь под ее крышей каждый день обедали сотни людей. И главный приз – двухместную палатку – в номинации «Душа поет» решили вручить лагерю «Ленина зона». Интернациональная площадка собрала под своей крышей представителей из различных городов, которые приехали со своим рабочим инструментом! На территории лагеря были замечены: саксофон, тарелки, аккордеон, флейта, гитары и даже рояль! После ночного концерта на горе туристы «Лениной зоны» продолжали петь до девяти утра. За это им и вручили главный приз.

Что касается лауреатов «Груши», то ими стали Александр Бекназаров из Риги, Григорий Войнер из Санкт-Петербурга, Максим Волчкевич и Алексей Макаревич из Москвы, Елена Касьян из Львова, трио «Провинция» из Симферополя и Вячеслав и Рада Четвертаковы из города Урая.

По итогам детско-юношеского конкурса победителем в номинации «Авторы» признана Надежда Булякина из Тольятти, в номинации «Исполнитель» первое место отдали Егору Святых из Златоуста и в номинации «Ансамбль» лучшим стал коллектив «Созвучие» из Тольятти.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*