КОЛОКОЛ – ЭТО ЧУДО!

Untitled Document

Уже сто лет назад у многих из тех, кто приезжал в Елабугу, перехватывало дух от количества храмов и монастырей, построенных в небольшом городке на Каме. И неудивительно, что жизнь елабужан тех времен протекала под чарующий звон колоколов храмов и церквей города. А Елабуга XXI века уже второй год подряд собирает лучших звонарей под стены Спасского собора на фестиваль колокольного звона. Побывавший здесь руководитель Ассоциации колокольного искусства России Александр Ерешко рассказал «Неделе», чем притягательно для людей искусство колокольного звона и как идет его развитие в современной России.

 

Очаги
еще теплятся…

 

Колокол может и вылечить,
и создать
настроение

– 40 лет я изучал колокольное искусство: с 70-х годов, работая в Астраханской консерватории, я начал читать курс русской музыки и вдруг выяснил, что о колоколах в нем ничего не говорится. Учебники молчали, а вся русская музыка была в колокольных звонах! Это противоречие меня насторожило, и я стал этим заниматься.
Изучая книги XIX века, понял, что это великое искусство России, которое в одночасье закрылось, погибло, но какие-то очаги еще теплятся. Чтобы лучше его понять, я взял магнитофон и стал объезжать российские города и села, места, где сохранились звоны, беседовал со звонарями, записывал звоны.

Тогда, в 70-е годы, мне удалось ухватить «последних из могикан», то есть звонарей, учившихся в дореволюционное время, и их школу православного колокольного звона.

Постепенно я понял всю картину: что такое православный звон, его виды. Конечно, раньше в этом не было необходимости – любой город имел десятки церквей, колоколен, звонарей, а звонить в России умел каждый второй мужчина. Почему? В те же пасхальные дни любому разрешалось подниматься на колокольню и звонить. В России тогда все понимали в колокольном звоне.

 

Инструмент –
лекарство

 

Колокольный звон – удивительное явление, и нам даже сейчас оно окончательно еще не доступно. Мы не понимаем особую роль сплава колокола в его звучании, потому что в природе нет ничего похожего на колокольную бронзу – она по технологии вроде бы проста и состоит на 80% из меди и 20% из олова, но чтобы соединить их, нужны особые технологии и секреты.
К примеру, раскаленный металл нужно мешать березовыми палками. Почему именно так – можно же теми же машинами! Но нет – березовые палки в металле сгорают и создают необходимую консистенцию! Таких секретов очень много, и когда после начала 90-х производители начали отливать первые колокола, понадобилось лет десять, чтобы восполнить технологию отливки колокола.

Колокол продолжает оставаться загадкой… Он действительно имеет лечебные свойства, и врачи выяснили, что звуки больших колоколов губительно влияют на вирусы гриппа, гепатита и других инфекционных заболеваний – они их просто замораживают, кристаллизуют. Что это? Это чудо состава, его волн и вибраций! Кроме того, колоколами врачи лечат и нервные заболевания. С научной точки зрения, колокол – явление уникальное и действительно может влиять на человеческий организм.

А с музыкальной точки зрения – это самый сложный музыкальный инструмент. Его округлость, форма и состав создают абсолютно непредсказуемое биение внутри колокола, и они не подчиняются делению на музыкальные интервалы. Струна, к примеру, делится на октаву, квинту, а колокол не подчиняется классическому делению – он является обособленным, и эта обособленность создает необыкновенную ауру влияния на человеческий организм. Колокол может и вылечить, и создать настроение, поэтому колокола стали в России целым искусством!

Хочешь жить долго? Иди в звонари!

В начале 90-х мы столкнулись с ужасающим явлением. Да, у нас стали восстанавливаться тысячи церквей, но когда я приехал в тот же Краснодарский края, там не было ни одного звонаря на тысячу церквей! Это взволновало нашу ассоциацию, и мы решили уделять внимание созданию школ звонарей и при учебных заведениях, и при церквях. Легче всего было в Москве и области – там оставались старые звонари, и они еще как-то обучали молодежь в Свято-Троицкой лавре.

В том же Краснодаре мы открыли факультатив колокольного искусства и, таким образом, дали краю звонарей. В Саратове, где я работаю, также открыли подобный факультатив – звонари обучаются в течение двух лет и потом на местах создают школы и курсы при церквях. В общем, нам удалось сдвинуться с мертвой точки. В Елабуге мы поговорили с мэром города о том, что в местном училище культуры важно открыть такой же факультет – это очень необходимо.

Нынешнее лицо звонаря разное. Это может быть человек с высшим образованием, музыкальным образованием, прошедший звонарскую школу, и после этого его жалко использовать только как звонаря – он еще должен учить. Далее, это любители, их больше среди студентов, учащихся, школьников-старшеклассников, рабочих. Звонарь – это обязательно человек православный, верующий в хорошем смысле слова, человек, понимающий смысл звона и вникающий в это. Любой человек может быть звонарем, если у него есть такое желание.

Кстати, звонари – это долгожители! Да, они должны быть физически крепкими, хотя у меня в консерватории была ученица очень маленького роста. Но когда становилась за колокола, справлялась с ними просто превосходно! Традиция женского звона на Руси была всегда – в женских монастырях звонили монахини или послушницы, это продолжается и сейчас. По-старинному они назывались колотальщицами, другое название – звонарки.
Особой разницы в колокольном искусстве между мужчинами и женщинами я не вижу. Конечно, когда мужчина-звонарь обладает хорошей физической силой, то у него идет сильная подача звука, а женщины делают это более мягко. Но справляются с колоколами они так же, как и мужчины!

Вспомнить все

Фестивали – вынужденная наша акция, поскольку это светское мероприятие. А с другой стороны, как еще познакомить людей с искусством звона? Мы долго думали, проводить такие фестивали или нет, потому что на этот счет были разные мнения. Но оказалось, что это необходимо, потому что таким образом люди узнают, вспоминают, что такое колокольное искусство.

Благодаря таким фестивалям мы достаточно быстро решили многие вопросы. К примеру, познакомили с искусством колокольного звона священников – многие из них не знали о нем, так как родились в советские годы. Я вспоминаю первые фестивали в начале 90-х – собравшиеся просто падали на колени, услышав колокольный звон! Сработала генетическая память: «Вот оно, чудо! Вот он, колокольный звон, который должен наполнить Россию!»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*