ПОЧЕМУ В РОССИИ ТАК МНОГО ПЬЮТ?

Документ Без Имени

Спустя почти четверть века руководство страны вновь взялось за решение проблемы пьянства. Направлений антиалкогольной борьбы по сути два: экономическое – это повышение акцизов и введение госмонополии на крепкий алкоголь, и пропагандистское, когда идет масштабная разъяснительная работа, направленная на формирование у россиян стремления к здоровому образу жизни.

О том, какие результаты могут принести экономические меры борьбы с «зеленым змием», корреспонденту «Недели» рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

По крепости обошли скандинавов

– Вадим Иосифович, как вы оцениваете меры, выбранные государством для решения проблемы пьянства?

– Подход, как всегда, не совсем верный. В стране должна быть четкая политика в отношении алкогольного бизнеса. То есть это вопросы грамотного и эффективного регулирования данного бизнеса, борьбы с нелегальным алкоголем, замещения легальным алкоголем нелегального и суррогатного рынка.

Вторая сторона медали – это антиалкогольная политика, направленная уже на население, и цель ее – снижение потребления и изменение структуры потребления алкоголя. Что касается последнего, то у нас радикально северная модель потребления: в России на душу населения приходится не менее 15 литров крепкого алкоголя, вина – семь литров. В скандинавских странах доля крепкого алкоголя составляет около восьми литров, а винной продукции – 13-14 литров, хотя скандинавы считаются одними из основных любителей крепких напитков!

Когда говорят об антиалкогольной кампании, мне немного смешно, потому что эта работа и так должна была вестись все эти годы. Да, ситуация страшная, но алкоголизация напрямую связана с социально-экономическим развитием страны, с уровнем жизни населения и так далее. При этом и экономический кризис наносит огромный удар по среднему классу и среднему потребителю и психологически, и экономически – в мире растет потребление крепких алкогольных напитков!

– На самом деле в России самый дешевый крепкий алкоголь?

– В советское время одна бутылка водки равнялась двум килограммам колбасы, а теперь все наоборот: две бутылки водки – это килограмм колбасы. Но сравним и с другой стороны. Когда нам рассказывали сказки, что в скандинавских странах алкоголь сделали очень дорогим и пить его стали меньше, я начал считать. Да, у них водка стоит 10 долларов, а у нас три доллара, но при этом минимальная зарплата в скандинавских странах – около 1000 евро, у нас 5000 рублей. В сравнении со средней «минималкой» оказалось, что у нас бутылка водки сегодня в полтора раза дороже, чем в Скандинавии!

Если же возьмем средний уровень зарплаты, то там она в июле составляла 2000 евро, а у нас – 18800 рублей. Получается, что в России бутылка водки относительно средней зарплаты стоит столько же, сколько и в Скандинавии! То есть не алкоголь в нашей стране дешевый, у нас все остальное дорогое – и колбаса, и прочее-прочее.

«Село все равно умрет…»

– Почему у нас так много пьют?

– Коренная причина алкоголизации России в том, что 90% людей всегда жили плохо и пили при этом, естественно, очень много. Сейчас бутылка водки стоит 90 рублей, бутылка нелегальной водки – от 35 до 65 рублей, суррогаты – это домашний самогон, технические суррогаты либо аптечные настойки – 25 рублей. Те, кто пьет суррогаты, пьют не потому, что испытывают классовую ненависть к коньяку «Хенесси» или винам «Бордо». Были бы у них деньги, они пили бы и «Хенесси», и «Бордо», но денег у них нет, а потребность в определенном количестве алкоголя есть, потому они лучше сделают самогон сами или купят три бутылки спиртосодержащей жидкости. Жизнь-то беспросветна и бесперспективна…

У нас сейчас демографическая катастрофа, только мы ее полностью еще не ощутили. Ощутим, когда будут вступать в брак те, кому сейчас от 16 до 18 лет – их у нас в два раза меньше, чем нужно для естественного воспроизводства. Поэтому сегодня антиалкогольная кампания должна быть направлена прежде всего на молодежь! Село все равно умрет, и ничего с этим не поделаешь – там сейчас пьют в два-два с половиной раза больше, чем в городах. Данность такова, что в ближайшие 20 лет 75% населения будут употреблять алкоголь, и исходя из этого надо строить антиалкогольную политику, кампанию и все что угодно.

Пиво не смогло заменить водку

– Как может отразиться на алкогольной ситуации в России повышение акцизов в ближайшие годы?

– Сегодня в бутылке водки акциз составляет 38 рублей, и если сейчас бутылка водки стоит 90 рублей, то в 2001 году она стоила 32 рубля, то есть цена выросла в три раза. При этом уровень жизни населения вырос не на столько: те, кто тогда получал 3000-4000 рублей, сейчас получают 5000-6000. С бутылки шампанского акциз составляет сегодня 8 рублей, с бутылки пива – 1 рубль 30 копеек.

Сейчас сразу на 30% акцизы никто не поднимет – просто Кудрин озвучил эту цифру и ее приняли за данность. Повышение составит по 10% каждые три следующих года. Сегодня ставка акциза на один литр чистого спирта – 191 рубль, в следующем году будет 210 рублей, но все равно очень важно, чтобы население пило что-то другое. Перевести людей с суррогатов и нелегальной водки на легальную нереально, но хотя бы какую-то часть населения можно бы перевести и на вино.

А тут вот какой хитрый момент. Росалкоголь при поддержке правительства вводит единую ставку акциза на весь алкогольный и спиртосодержащий продукт. Что это означает? Ставка акциза в вине – около двух рублей, а поскольку оно приравнивается к крепким напиткам, то ставка акциза составит около 17 рублей! В результате бутылка вина подорожает на 25 рублей, и такое повышение очень серьезно. Бутылка шампанского подорожает на 17 рублей и будет стоить 120-125 рублей, в итоге мы получаем грубейшую структурную ошибку.

– А пиво подорожает?

– Да, но оно и так получило мощный карт-бланш. Советский Союз был винно-водочной страной, а не пиво-водочной. А с 1995 года на наш рынок пришли крупнейшие пивные компании, контролирующие сейчас 92% этого рынка, которые в пять раз увеличили потребление пива – 80 литров на душу населения в год. Пивные компании смогли купить лояльность государства, чиновников, прессы, рекламщиков, и ожидалось, что пиво сможет заместить крепкий алкоголь. Но ничего подобного не произошло – пиво просто добавилось к тому объему, который употреблялся, и более того, рос и тот объем. Пиво не смогло заменить водку, поэтому приоритет сейчас должен быть отдан вину.

Что делать с нынешней структурой потребления, непонятно, и я выхода из этой алкогольной ситуации не вижу. Если мы все-таки хотим, чтобы численность населения росла, дайте молодежи возможность получить образование, работать, получить квартиру, то есть человек должен видеть перспективу своей жизни.

Я часто слышу, что вот, в 1985 году началась антиалкогольная кампания, и люди стали пить меньше и жить дольше. Это бред! Пить они стали меньше, но ненамного – процентов на 10-15%. И та антиалкогольная кампания к продолжительности жизни тоже не имела отношения. Просто тогда у людей появилась надежда на лучшую жизнь; все думали, что к тем плюсам, которые были при социализме, добавится изобилие продуктов питания, товаров, и мы будем в «шоколаде». У людей просто появилось желание жить.

– Значит, победить пьянство нельзя, можно только снизить его уровень?

– Если уж на то пошло, нужно вообще менять всю нашу несостоятельную государственную систему. И надо заставить всю трудоспособную часть населения работать, вплоть до отсидки за тунеядство; должны быть меры общественного воздействия на человека – пусть он боится! Вспомните Пиночета – его уже давно нет в живых, но и той же коррупции в Чили нет, потому что за это расстреливали! И в Китае так же поступают. В общем, если не победить коррупцию, нелегальный рынок не исчезнет.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Нужно ввести полный запрет на алкоголь. Нечего затуманивать мозги людям.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*