ХОДИМ ПО ДЕНЬГАМ!

Untitled Document

Уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем публикацию самых интересных моментов «круглого стола», организованного в редакции «Новой недели». Напомним, на этот раз он был посвящен экологии нашего региона и собрал ведущих специалистов в этой области не только из Набережных Челнов, но и из Нижнекамска, Альметьевска, Заинска.

 

 

Единственно правильный путь


Все, что выбрасывается в воздух, в конце концов оседает на земле. Если к этому добавить отходы от очистки воды, промышленные стоки, захоронение мусора, а также эксплуатацию недр земли, то мы получим еще одну серьезную экологическую проблему – загрязнение почвы.

Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:

 

– Почва – это самый главный, самый уникальный и, к сожалению, самый неизученный ресурс. Она формируется миллиарды лет. В маленькой прослоечке, которую мы называем гумусным слоем почвы, живет очень много микроорганизмов, и все они чувствительны к тому, что мы в нее сливаем, выбрасываем, храним на ней. К сожалению, сегодня значимость почвогрунта сведена на нет.

Строители возмущаются: «Ну, прошлись мы по грунту бульдозером – за что штраф?!» А мы очень жестко наказываем за это! Бережнее надо относиться к земле.

– Почва – это самый главный, самый уникальный и, к сожалению, самый неизученный ресурс. Она формируется миллиарды лет. В маленькой прослоечке, которую мы называем гумусным слоем почвы, живет очень много микроорганизмов, и все они чувствительны к тому, что мы в нее сливаем, выбрасываем, храним на ней. К сожалению, сегодня значимость почвогрунта сведена на нет. Строители возмущаются: «Ну, прошлись мы по грунту бульдозером – за что штраф?!» А мы очень жестко наказываем за это! Бережнее надо относиться к земле.
На первом месте среди причин загрязнения почвы – скопление токсичных промышленных отходов и бытового мусора. В 1991 году у нас началась борьба с несанкционированными свалками. Все средства, собранные с природопользователей, были тогда вложены в строительство полигонов ТБО.

В 2002 году мы стали первым городом в Татарстане, где заработало такое передовое предприятие. Помню, на открытии президент республики Минтимер Шаймиев сказал: «Вот это (переработка мусора – прим. ред.) – единственно правильный путь». Путь этот очень тяжелый, финансово емкий, но мы его начали. Кстати, нашему примеру последовали в Альметьевске и Казани – теперь там тоже есть мусороперерабатывающие предприятия.

Что дал Челнам этот завод? Приведу лишь несколько фактов и цифр: во-первых, если в 2002 году мы «хоронили» на свалке 217 тысяч тонн, то теперь – 100 тысяч. Во-вторых, свалка ежегодно приносила убытков на 80 млн. рублей, а это предприятие еще и прибыль дает! Сортировка мусора идет по 15 наименованиям. Если при этом четверть отходов удается направить на вторичную переработку, они возвращаются нам в виде «живых» денег. Так что вторичная переработка мусора – это не только экологически безопасно, но и экономически выгодно.

 

Все в работу!


Эксплуатация недр, транспортировка сырья до нефтехранилищ не лучшим образом сказываются на состоянии почвы в нашем регионе.

Заместитель начальника технологического отдела по борьбе с коррозией и охране природы ОАО «Татнефть» Анатолий Петров:

 

– Нефтедобыча – процесс, конечно, природозатратный. Как сделать, чтобы воздействие было минимальным? Вот на это и нацелена вся природоохранная деятельность «Татнефти». Ежегодно на всевозможные экологические программы нефтяники направляют порядка 5 млрд. рублей.

С 2000 года мы реализуем долгосрочную программу, цель которой – привести экологическую ситуацию в зоне разработки нефтяных месторождений до того уровня, который был на момент начала работ. Чего мы достигли? Главное, минимизировали негативное воздействие на природу, которое, что называется, было «накоплено» за годы, когда нефть необходимо было добывать любой ценой. Помните, был такой период, когда Татарстан давал стране ежегодно по 100 млн. тонн нефти на развитие нашей экономики, – до экологии ли тут?! Сейчас, слава богу, это прекратилось.

Что мы ставим во главу угла? Мысль о том, что отходов быть не должно. Захоранивать их – самое страшное для нашей почвы. Их просто не надо образовывать, а если образовал – переработать (кстати, когда в Набережных Челнах начиналось строительство мусороперерабатывающего завода, нефтяники активно поддерживали эту идею).

Беда нефтяников, долгое время мучившая нас, – порывы нефте-проводов и водоводов. Ну как бороться с коррозией?! Каких только методов мы не использовали! Сегодня нашли великолепную технологию защиты труб, благодаря которой контакта агрессивной среды с металлом просто не происходит! Что мы получили? В 30-40 раз (а по отдельным участкам – и того больше!) сократили порывы в трубопроводном транспорте. Сегодня небольшая утечка, на которую раньше и внимания не обращали, – для нас ЧП тако-о-ого масштаба… Образовалась утечка – мы должны в минимальные сроки ликвидировать порыв, привести в порядок землю и замазученный грунт немедленно вывезти на переработку. Кстати, недалеко от Набережных Челнов, в НГДУ «Прикамнефть», работает одна из четырех установок по переработке нефтешлама (это замазученный грунт, продукты очистки резервуаров, другие нефтемаслоотходы – прим. ред.). Отрадно, что все они теперь работают лишь на 50% своей загрузки. Мы сегодня «подъели» старые амбары и переработали все, что в них было, земли рекультивировали, а объемы образования новых нефтешламов кратно сократились.

Даже отработавший свой ресурс кабель, зарытый в земле, мы извлекаем и перерабатываем! Достаем его на поверхность, «разделываем» на все составляющие элементы и – в работу. Кроме того, мы собираем и перерабатываем отходы полиэтилена, отработанные масла автомобилей. И это я упомянул лишь самые основные технологии, при помощи которых мы стараемся жить в мире и согласии с природой.

 

Облачно. Без осадков

В начале 2008 года ЗАО «Челныводоканал» запустил цех механического обезвоживания иловых осадков. Для чего?

Главный эколог ЗАО «Челныводоканал» Флюра Мингатина:

 

– Как известно, «Челныводоканал» принимает стоки от промышленности и населения. Естественно, они не исчезают бесследно в недрах нашего предприятия. Проходя через очистные сооружения, они образуют осадок – ил. Куда его девать? Раньше мы качали его на так называемые «иловые поля», где под действием солнца и ветра в течение нескольких лет ил естественным образом высушивался до 70-процентной влажности. На процесс обезвоживания, по технологическому регламенту, уходило порядка семи лет.

К 2008 году все 54 наши иловые карты в районе пос. Кама, занимающие территорию 101,3 гектара, были практически заполнены. А ведь это огромная площадь! И эксплуатируется она с начала работы «Челныводоканала» – то есть с 70-х годов.

Первоначально, чтобы разгрузить ее, мы провели рекультивацию карьера у пос. Кама и в результате восстановили землю на площади два гектара. Но на этом мы не остановились. Решено было на территории районных очистных сооружений построить цех механического обезвоживания осадков сточных вод. Оборудование для него закупали в Германии.

Что дает нам этот цех? Снижение объема осадков в 10-15 раз. Летом, например, мы обезвоживаем 75% осадков влажностью 70-80%. Если качать их прямо на иловые поля, как мы это делали раньше, у нас их будет около 1000 кубометров в сутки. А так у нас получается 100 тонн осадков, которые мы можем вывозить машинами! Технология работает очень хорошо. Мы заключили договор с Поволжской экологической компанией, которая применяет наш осадок на полигонах в качестве прослойки между твердыми бытовыми отходами. Кроме того, наш осадок исследуют на опытных делянках НИИ агрохимии и почвоведения, чтобы использовать в качестве удобрения.


Производство отходов

или безотходное производство?

Ежегодно в наших городах утилизируется огромное количество промышленных и бытовых отходов. Что делать, чтобы они не наносили непоправимый урон природе, и как распоряжаются ими предприятия?

Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:

– Проблема состоит вот в чем: 95% природных ресурсов, затраченных на производство одной единицы любой продукции, уходит в отходы! Это называется не «отходы товаров народного производства», а ПРОИЗВОДСТВО ОТХОДОВ! У нас есть много отраслей производства, а вот отрасли, которая бы ходила и подбирала за ними стружки, шлам, строительный мусор, нет. Каждая варится в своем собственном соку.

В одном из своих выступлений президент России Дмитрий Медведев говорил, что нужно создать принципиально новую отрасль экономики – отходоперерабатывающую промышленность. Я только присоединяюсь к его позиции: должен появиться рынок экологических услуг.


Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

– Вокруг «КАМАЗа» очень много предприятий малого и среднего бизнеса, которые, в принципе, занимаются тем же производством, что и «КАМАЗ». Вот, например, есть у нас очень хороший цех по переработке ртутных ламп. Мы говорим предпринимателям: «Заберите!» – потому что для нас это непрофильная деятельность. Но никто не хочет. Или взять деревоотходы. Их огромное количество! Предприятия платят за их утилизацию, но они никем не востребованы! С этим надо что-то делать!
Судьба все равно заставит и государство, и бизнес, и нас вернуться к вопросу отходов. Это огромнейший неиспользованный ресурс! Его не надо добывать из земли – он лежит на поверхности. Его нужно просто взять и научиться извлекать из него прибыль. А сейчас мы тратим деньги за утилизацию, но они уходят в пустоту: в Казани растет Самосыровская свалка, в Челнах – Тогаевская…

Если же говорить о «КАМАЗе», у нас политика – не создавать отходы. Прежде чем подписать бумагу, технолог смотрит, что он увидит в конце данного процесса и что при этом будет с отходами производства. Так же работают и на Западе, где экологические требования гораздо более жесткие, чем у нас. Вот и сейчас мы наблюдаем, как, приходя на предприятия группы «КАМАЗ», зарубежные фирмы смотрят не на производственный процесс, а первым делом изучают, каковы здесь экология, система промбезопасности, охрана труда.

Что касается отходов, вы правы: для них должен появиться рынок. Ну и что, что мы их собираем? Отдать-то их некому! Кроме металла и картона, все уходит на свалку… Государству необходимо принимать какие-то меры, чтобы сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки.

КАК ИЗ ОТХОДОВ СТРОЙМАТЕРИАЛЫ ПОЛУЧАЮТ
Заместитель директора Нижнекамской ТЭЦ по экологии Рустем Большаков:

– Хочу поделиться опытом нашего предприятия по работе с отходами. Более половины их составляет так называемый шлам химводоочистки. Большое количество шлама – это и большая проблема, ведь ничего лучшего, кроме как складировать его, пока не придумано.

Тем не менее, в конце 80-х применение шламу было найдено. На Нижнекамской ТЭЦ построили целый комплекс по переработке отходов в сырье для производства силикатного кирпича. Потом, в результате модернизации, в этом процессе стали использоваться и другие виды отходов. Для нас это большое подспорье и при этом минимальные затраты.
Единственное, к сожалению, мы пока не в состоянии охватить переработкой все отходы ТЭЦ. Планы и задумки на сей счет имеются, но их воплощение требует больших затрат. Вот, например, известно, что шлам химводоочистки можно использовать в качестве удобрения для минерализации и подщелачивания кислой почвы. Но, чтобы вносить в почву, его необходимо гранулировать, ведь сам по себе шлам имеет пастообразную консистенцию. Таких установок в нашей компании пока нет.
Интересно, что на Казанской ТЭЦ-1 шлам просто высушивают и пытаются использовать в строительных целях или как наполнитель в резинотехнические изделия. Я тоже об этом задумался. Интересное направление, на мой взгляд.


Надо что-то делать!

Почему бизнесменам неинтересен рынок отходов?

Заместитель начальника технологического отдела по борьбе с коррозией и охране природы ОАО «Татнефть» Анатолий Петров:

– Потому что оборудование для этого требуется западное, технологии – западные, а все это очень дорого стоит. Да и менталитет наш пока отстает… В России не создано ни одного стимулирующего фактора для того, чтобы отходоперерабатывающая отрасль хотя бы появилась! А предпринимателей можно заинтересовать только деньгами: налоговыми преференциями, или дотациями государства при закупке зарубежных технологий, или дешевыми кредитами. Ну не может малый и средний бизнес закупать их на собственные средства! Маленькая установка нерентабельна, а на большие денег нет.

Надо отходы превратить в доходы. Это не лозунг, это настоятельное требование нашего времени.

Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:

– Почему в Германии самые богатые люди – те, кто занимается переработкой? Я поясню. Потому что там для них не то что созданы налоговые преференции, а организовано прямое финансирование. К примеру, решили вы избавиться от старого автомобиля – государство выкупит его у вас. Ну, а те граждане, кто посмекалистей, соображают: «А ведь если продажу этого хлама поставить на поток, можно зарабатывать приличные деньги!» – и организуют свой бизнес!

Или взять органические отходы. Например, бич нашего сельского хозяйства – навоз. Миллионы тонн в год! На Западе за него платят дотации, и новая отрасль четко работает. Именно поэтому там появились первые биогазовые установки. Их ставят на пастбища, те извлекают из навоза экологически безопасное топливо, а бизнес получает еще и дотации за каждую тонну коровьей органики!
Теперь мы ждем, когда начнет воплощаться инициатива «50 тысяч за авторухлядь». Да я десять таких машин найду на свалке, привезу, а на полученные 500 тысяч приобрету себе новую! Такие люди обязательно найдутся. Они уже есть. Посмотрите: остановки пестрят объявлениями «Куплю старый автомобиль». Правильно, купишь за 10 тысяч рублей, а сдашь – за 50! Везде, где есть цивилизация и экологическая безопасность, это уже делают.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*