150 лет на днях исполнилось храму Космы и Дамиана, что в селе Орловка. Это событие стало поводом для нашей встречи с его настоятелем, протоиереем Олегом Богдановым. Надо сказать, что побеседовать с ним в связи с праздничными хлопотами корреспонденту «Новой недели» удалось не сразу. Время нашлось неожиданно. «Приезжайте сегодня к семи, – послышалось из трубки. – Вы ведь не будете против, если по ходу нашего разговора я буду заниматься своими делами?..» | ||
|
||
Сейчас церковь существует за счет прихожан и меценатов
|
||
«Конечно-конечно!» – быстро согласилась я. К слову, тогда совсем не представляя, чем может заниматься священник в храме в нерабочее время. Кто бы мог подумать, что наш разговор пройдет в трапезной части храма, где я застала отца Олега за приготовлением поросенка к заговенью перед Рождественским постом! Праздник своими руками – Отец Олег, наверняка не всем горожанам удалось побывать на юбилее храма. Расскажите, как он прошел? – Празднования начались две недели назад. 12 ноября в КДК «КАМАЗа» Александр Барыкин дал концерт в честь нашего храма. Следующим вечером прошла служба и всенощные бдения, которые завершились звоном колоколов и фейерверком. В юбилейный день 14 ноября в церкви отслужили литургию, а в Органном зале прошел фестиваль духовного пения, где участвовали певчие всех храмов и сводный хор. После воскресной литургии дети двух храмов, нашего и Серафима Саровского, устроили представление. Но на этом торжества не завершились. Владыка Анастасий смог приехать в Набережные Челны только в субботу, 21 ноября. Уже в его присутствии после всенощных бдений мы запустили салют из 150 залпов. – То есть праздник удался? – В принципе, да… Хотя, признаюсь, мы рассчитывали на поддержку города. Даже с концертным залом нам не помогли… Кстати, мы очень благодарны Игорю Лерману за то, что он бесплатно предоставил площадку для проведения юбилейного концерта. Чудесное исцеление – Напомните, пожалуйста, историю старейшей в городе церкви. – Первые упоминания об Орловке встречаются в источниках более чем 300-летней давности. Как известно, село, в отличие от деревни, не может существовать без храма. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что местный приход насчитывает три столетия. Само же архитектурное сооружение появилось в 1859 году на месте сгоревшей в 1844-м деревянной церкви. Вместо второго придела в честь явления во храм Пресвятой Богородицы возвели пристрой. В 1939 году Орловскую церковь закрыли. Более 15 лет отец Алексей продолжал исповедовать, венчать, крестить местных жителей. Первая служба состоялась 1 апреля 1990 года. Собственно, с того времени я и служу здесь настоятелем. – А какие-нибудь чудотворные образы в храме есть? – Да, храмовая икона Космы и Дамиана. Есть версия, что ее нашли в мусоре возле церкви. Но я знаю другую историю. В годы строительства «КАМАЗа» это творение ковшом из земли извлек один экскаваторщик. В 1993-1995 годах этот человек, покидая город, передал находку нам. Надпись на ее обороте гласит, что «сия икона написана благочестивой семьей Иоанна Ардашева в Елабужском Казанско-Богородицком женском монастыре». Естественно, мы официально не заявляем, но несколько исцелений людей уже произошло. Например, есть конкретный человек, который с начала 1990-х годов постоянно посещает храм. Так вот, раковая опухоль, которую у него нашли в те годы, перестала увеличиваться. Даже казанские врачи, регулярно обследующие его, удивляются, как такое могло произойти?! |
||
Живем и не ропщем – Перед юбилеем вы наверняка сделали в церкви ремонт. Что-то поменялось в ее облике кардинально? |
||
– Скажите, на какие деньги вообще существует храм? – Есть люди, которые постоянно нам помогают, но, думаю, будет неэтично, если я кого-то назову, а кого-то нет. Некоторые становятся жертвователями, еще будучи неверующими. То есть они поддерживают нас, как любой другой памятник архитектуры. Другие раньше жили в Орловке, поэтому тоже помогают неосознанно. Но со временем многие из них вникают в суть веры и становятся нашими прихожанами. В принципе, за счет прихожан и меценатов мы и живем. На их деньги и ремонт сделали. – Отец Олег, как я поняла, для ремонта вы привлекали людей со стороны. А сколько человек работает в церкви постоянно? – Более 40, начиная со сторожей и дворников и заканчивая духовенством. Впрочем, точного числа нет, потому что многих мы вынуждены привлекать по совместительству. Например, нам нужны электрики и сантехники, но платить им нормальную зарплату мы не в состоянии, поэтому у них есть постоянное место работы, а к нам они заглядывают только в случае крайней необходимости. Священников здесь четверо. Нужен еще как минимум один, но на 8-тысячную зарплату никто идти не хочет. Почему-то некоторые говорят, что духовенство «жирует». В советское время, когда средняя зарплата достигала 160-180 рублей, священник получал 350-400 рублей. А сейчас, насколько я помню, средняя зарплата – примерно 14 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу… |
||
|
||
«Воскресная няня» – Помогает ли храм каким-нибудь организациям? С кем налажено сотрудничество? – На данный момент ни с кем. Раньше мы работали с БСМП и ПНД, но теперь не успеваем, потому что духовенства не хватает. А другие храмы, в которых меньше проблем с кадрами – например, Серафима Саровского или Свято-Вознесенский собор работают с нуждающимися. – Думаю, челнинцам будет интересно узнать что-нибудь из приходской жизни Орловской церкви. Может, поделитесь? – Почему бы и нет? По благословению владыки с прошлого года при храме работает певческая школа. Судя по отзывам, горожанам очень понравилось первое выступление ее воспитанников. В хоре поют только взрослые, но есть в планах сделать такую школу и для детей. Сейчас же работает воскресная няня, наша «жемчужина», которая, пока родители молятся, следит за детьми. До 20 малышей остаются с ней каждое воскресенье. Ребята постарше тоже находят занятия по душе. Впрочем, о приходской жизни одним словом не скажешь, нужно прийти и посмотреть. Надо повариться в этой каше, понимаете? Тогда представление будет о том, как детишки здесь бегают и улыбаются, как бабушки чай пьют и рассуждают или книжечку читают, или фильм религиозный смотрят, как подростки «кучкуются» и шепчутся, как батюшки чинно ходят после службы по трапезной. Люди жалуются и радуются, плачут и смеются – целая жизнь перед глазами… …Все это время отец Олег не только рассказывал, но и натирал поросенка лимонным соком, посыпал снаружи и изнутри различными приправами, начинял яблоками и чесноком. Вдруг замер: «Как думаете, поместится он в наш духовой шкаф?» – а потом достал противень, уложил туда подготовленную тушку, поставил «блюдо» в духовку. «Мне нравится кормить людей как пищей для тела, так и пищей для духа!» – заключил он. |
||
|
28.11.2009 в 12:05
Спасибо большое за статью. Так интересно и проникновенно о церкви я еще не читала…