В наступившем году ОАО «КАМАЗ» планирует произвести и продать 28,2 тысячи грузовиков. Но упор нынче будет сделан не только на количество. Неслучайно наступивший 2010-й объявлен на автогиганте Годом качества. |
|
По словам Сергея Когогина, «КАМАЗ» должен выйти из кризиса
не только финансово окрепшим, но и с новым модельным рядом |
Итоги – Уходящий год тяжело вспоминать, потому что пришлось работать в непростых условиях, – поделился генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на пресс-конференции по итогам года. – Надо сказать, что «КАМАЗ» – одна из немногих компаний, которые чувствуют себя если не хорошо, то по крайней мере удовлетворительно. Да, мы терпели убытки, да, у нас есть проблемы, но с основными задачами – сократить издержки и увеличить долю на рынке – мы справились. Конечно, цена эффективных решений оказалась очень высока: из-за низких объемов производства мы, например, были вынуждены снизить заработную плату работникам. И, тем не менее, как сказал генеральный директор предприятия, с октября 2008 года «КАМАЗ» выполнил все плановые показатели по сокращению издержек. Первый этап дал компании шесть млрд. рублей, второй – около 4,5 млрд. рублей. Во многом благодаря тому, что персонал активно внедрял и внедряет Производственную систему «КАМАЗ». Так, в последние месяцы 2009 года с главного сборочного конвейера за три смены в сутки сходило по 150 грузовиков, тогда как в 2008-м за шесть смен в сутки максимум, который удавалось собрать, равнялся 240 машинам. – Кроме ускорения темпа сборки, нам удалось увеличить и долю предприятия на рынке – с кризисных 28% до нынешних 56,5%. Мы вышли на докризисный уровень. По рентабельности, по возврату средств на вложенный капитал и прочим финансовым показателям мы поднялись выше среднероссийских цифр. Это подтвердили и акционеры в ходе финансового контроля нашей организации. Единственное направление, в котором мы оказались близки к средним показателям, – инвестиционная активность, – уточнил Сергей Когогин. «У нас есть понятное завтра!» – Главное событие года в том, что мы выжили! – откровенно заявил гендиректор «КАМАЗа». – Вы сами видите, что происходит с другими автогигантами, например, с «АвтоВАЗом» и «ГАЗом». Наша компания – одна из немногих, кто по итогам 2008 года получил положительное аудитор-ское заключение. Я считаю, что в кризисное время мы заработали дополнительный авторитет. Ведь, как признался глава «Даймлер АГ» Дитер Цетше, ключевым моментом, повлиявшим на его желание купить акции «КАМАЗа», стал тот факт, что мы раньше остальных приняли антикризисные меры. Так что, думаю, у нас есть понятное завтра и послезавтра! Еще бы! Чего стоит только внедрение Производственной системы «КАМАЗ», которая дала 2,4 млрд. рублей экономического эффекта. Новые технологии и современное оборудование – пожалуй, в докризисное время освоение всего этого могло вызвать некоторые затруднения. Однако новые экономические условия мобилизовали камазовцев, которые, можно сказать, «заболели» этими изменениями. Что и говорить, даже КИП «Мастер» не только восстановил, но и нарастил объемы арендуемых площадей, которые значительно сократились в период кризиса. Кроме того, там в разы возросла выработка на одного работающего. «Что-то около 3,5 млн. рублей. Не всякому заводу удается достичь такого результата!» – похвалил Сергей Когогин. – Нужно понять, что кризис закончится и начнется подъем. Вот когда нам пригодится сегодняшнее умение мобилизоваться. По нашим задумкам, «КАМАЗ» должен выйти из кризиса не только финансово окрепшим, но и с новым модельным рядом. К тому же мы надеемся составить достойную конкуренцию мировым брендам, – добавил Сергей Когогин. – Для того, чтобы расширить свое присутствие на рынке, мы стараемся развиваться в несвойственных нам отраслях, например, в производстве строительной и сельхозтехники. На Совете директоров ОАО «КАМАЗ» была принята стратегия развития предприятия. Как отметил гендиректор компании, сначала она представлялась более оптимистичной, но жизнь внесла коррективы. Первый этап программы рассчитан на период до 2013 года. Второй, долгосрочный, – до 2018-го. Она предполагает, что «КАМАЗ» сможет адаптироваться и корректировать объемы производства в большую или меньшую сторону в зависимости от экономических условий. – Безусловно, нельзя забывать о долгосрочных планах, но основной упор мы сделаем именно на стратегию выживания. В конце концов, последствия удара, который нанес кризис, невозможно ликвидировать мгновенно. Так что в ближайшие два-три года мы не ждем суперпобед, – отметил Сергей Когогин. – Хотя оптимизация, которую мы проводим, должна привести к успешному выполнению задачи-максимум. Рост объемов в 2013 году по прогнозам превысит показатели даже самого благополучного 2007 года. Бег на длинные дистанции В минувшем году «КАМАЗ» показал, что он жизнеспособен при различных сценариях продаж. Предприятие доказало, что умеет работать на экспорт. И потому неудивительно, что на перспективу запланировано движение в сторону глобализации компании. Неслучайно курс был взят на интеграцию с крупнейшими мировыми производителями. Сейчас успешно работает четыре совместных производства – «Cummins Кama», «ZF Kama», «Кнорр-Бремзе Кама» и «Федерал Могул Набережные Челны». – Кроме того, компания «Даймлер АГ» выразила желание приобрести пакет камазовских акций. Таким образом, мы получили доступ к новейшим разработкам и технологиям, – сделал акцент Сергей Когогин. – В период сделки мы рассматривали 18 проектов, два из которых уже начали осуществлять. Один из них направлен на содействие в сбыте продукции компании «Мерседес» на территории России и стран СНГ. Тем самым мы получим 50% доходов от работы иностранного партнера, часть которых сможем направить на собственное производство. «КАМАЗ» намерен перенять технологию закупок «Даймлер АГ». Кроме того, предприятие рассчитывает на оценку своей производственной системы партнером. «Когда бежишь на длинные дистанции, надо реально оценивать свои силы», – справедливо заметил глава автогиганта. Сегодня сотрудничество с «Даймлер АГ» позволяет «КАМАЗу» приблизиться по разработкам к одному из мировых лидеров. – В 2010 году мы рассчитываем получить хотя бы минимальную прибыль, – подытожил Сергей Когогин. – Впрочем, показатели инвестиций для нас остаются плановыми. В кризисном году мы достигли результата в 3,7 млрд. рублей собственных средств. Конечно, не обошлось без поддержки государства. Но надо понимать, что сегодня заявки на кредиты и лизинг рассматриваются настолько долго, что зачастую ради сохранения проектов приходится идти на риск, вкладывая в них оборотные средства. |