Казалось бы, что может быть прозаичнее стирки? А вот наши соседи в Елабуге – прямо противоположного мнения. Недавно там открылся музей прачечной, который был включен в мемориальный комплекс, посвященный поэтессе Марине Цветаевой. |
||
|
||
Из свалки – в музей 29 октября 2009 года в Елабуге открылся уникальный музей. Подобного ему в России нет. Просто еще никому не приходило в голову делать культурным объектом место, где стирали портки – портомойню, прачечную. Странный музей находится в нескольких шагах от дома, в котором жила Марина Цветаева, – на Малой Покровской улице. Старожилы утверждают, что за те две недели, что поэтесса прожила в Елабуге, она наведывалась сюда несколько раз. Однако ценность этой прачечной заключается не только в этом. Восстанавливая здание портомойни, которое было построено еще в XIX веке и где две сотни лет, вплоть до 1990-х годов, стирали местные жительницы, руководство Елабужского государственного музея-заповедника попыталось проследить историю опрятности. Музей «Портомойня» – с виду аккуратный домик с новенькой двускатной крышей. А еще полгода назад это сооружение радовало глаз разве что современных поклонников бога виноделия, любивших прикорнуть в кустах, растущих возле портомойни. Некоторые нерадивые местные жители сваливали сюда же свои бытовые отходы. Никакой опрятности! Так было, пока Министерство культуры России и администрация города не выделили деньги на восстановление старинного здания. Раскопав кучи мусора, реставраторы были несказанно обрадованы. Оказалось, что пол портомойни, выложенный бутовым камнем, цел на 90%, старинная кладка сохранилась почти идеально. Строителям даже не пришлось менять балки и столы. То есть можно с уверенностью говорить, что музей «Портомойня» является точной копией прачечной двухвековой давности. Это снаружи. А внутри? |
||
|
||
Стирка – Первое впечатление, которое возникает при входе в портомойню, – как же здесь холодно! Судя по рассказам экскурсоводов, раньше зимой здесь было потеплее. В холодное время года помещение отапливалось, чтобы вода не замерзла, а летом здесь царила прохлада: здание построено в овраге и наполовину находится под землей. Чистейшая артезианская вода сюда поступала по деревянному водопроводу, построенному в 1833 году городским головой Иваном Шишкиным (отцом знаменитого ходожника-пейзажиста). Труба проходила вдоль центральной стены, от нее были сделаны отводы, по которым вода перетекала в четыре колоды для полоскания и стирки белья. Внутри каждой из них было отверстие, которое перед стиркой прочно закупоривалось, а по завершении процесса через этот «слив» мыльная вода стекала в общий желоб и выливалась в овраг. Сейчас в портомойне воды нет, даже сыростью не пахнет, но зато есть фрагменты труб. Первоначально предполагалось, что музей-прачечная будет своего рода интерактивной мастерской, где посетители при желании смогли бы постирать старым дедовским способом. Но оказалось, что родники, питавшие портомойню, были разрушены при строительстве нового дома. Поэтому о том, как стирали белье в старину, пока можно судить только по утвари, выставленной в музее, и манекенам, которые достаточно живо для своей неодушевленности изображают процесс полоскания и удаления пятен на одежде. Кроме того, в музее можно детально рассмотреть предметы, которые раньше использовались для стирки. Например, стиральную доску, которая считается одним из гениальнейших изобретений человечества и использовалась повсеместно, пока не придумали стиральную машину. Или валек – деревянный брусок, которым выколачивали грязь из белья. Да, стирка раньше была утомительным занятием, посильным либо очень крепкой телом женщине, либо мужчине. Кстати, до поры до времени стирка была исключительно мужским занятием, а в индийских деревнях мужчины до сих пор исступленно бьют мокрой одеждой о камни и нисколько этого не стесняются! Помимо истории стирки, в музее-прачечной можно познакомится с эволюцией моющих средств и унести с собой самодельное мыло. Еще здесь научат детей и взрослых правильно пускать мыльные пузыри. После посещения музея-портомойни стирка уже не кажется такой постылой: сейчас всего-то нужно загрузить белье в машину, нажать на пару кнопок и побороть лень, для того чтобы выстиранное развесить. И корреспондент «Новой недели» с сознанием своего счастья жить в век высоких технологий бросил монетку в деревянный чан. По недавно появившейся традиции эта жертва «богу чистоты» гарантирует удачную стирку. |
||
|