ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К… ГАЗУ

Untitled Document

Интересное исследование провели ученые в Москве. Оказывается, в загрязнении столичного воздуха на 75% виноваты не промышленные предприятия, как мы обычно думаем, а… транспорт. И самая большая степень заболеваемости онкологией – у горожан, живущих в домах вдоль оживленных трасс.

 

 

По Татарстану и Набережным Челнам, думается, ситуация в общем и целом похожая. Ежедневно вдыхая канцероген бензол, выбрасываемый тысячами рокочущих двигателей, мы подвергаем свое здоровье опасности. Просто опасность эта не сегодняшняя, а «ото-двинутая» на годы. Что же делать? Не дышать? Выход есть, но пока, видимо, «не про нашу честь».

 

Резонный вопрос

Имя ему – перевод автотранспорта на так называемый «компримированный» – то есть сжатый природный газ. Выхлопы от таких двигателей минимальны, и вред, который они наносят окружающей среде, – тоже. «А взрывоопасность? – совершенно резонно спросите вы. – Вон в России сколько «Газелей» взорвалось…» Мы тоже так думали. Но, как выяснилось, все эти пассажирские автобусы работали на нефтяном попутном газе пропан-бутане, температура воспламенения которого – всего 200 градусов.

– Если бы в баллонах был метан, ничего подобного бы не произошло, – уверен генеральный директор ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин. – Температура его воспламенения даже выше, чем у дизельного топлива – порядка 500 градусов против 270. К тому же если при утечке пропан-бутан стелется понизу и при собирании взрывается, то метан уходит вверх, смешиваясь с воздухом.

 

 

Не взрыв, а… разрыв

Предприятие «РариТЭК» – единственное в Набережных Челнах, да, пожалуй, и в Татарстане, которое всерьез занялось газовой тематикой. На протяжении последних трех лет здесь устанавливают на КАМАЗы и пассажирские «Нефазы» газовое оборудование, работающее на альтернативном топливе – метане. Преимуществ, помимо экологичности и безопасности, у этого направления хоть отбавляй – это признают все специалисты, но, как показывает практика, всему новому у нас, прежде чем воплотиться в жизнь, суждено пройти множество испытаний. Не исключение и этот проект.

– Вот посмотрите, – Рафаэль Батыршин показывает нам бобину с торчащими из нее пучками «металлической пакли». В ней мы не без труда опознаем бывший газовый баллон. – Этот баллон из промышленной партии прошел испытания на прочность при давлении газа более 700 атмосфер. Как видите, даже если представить невероятную ситуацию, он не взорвется, а разорвется. И разрыв этот – естественно, безосколочный.

 

МИРОВОЙ
«ГАЗОВЫЙ» АВТОПАРК
Страна
Автопарк
(млн. ед.)
Пакистан
2
Аргентина
1,75
Бразилия
1,588
Иран
1,215
Индия
0,7
Россия
0,103

 

 

Это будет
целая революция!

Это что касается безопасности, которая волнует всех нас. Еще один момент – экономичность. Вот вам нехитрый расчет. На 100 километров пути автобусу «Нефаз-5299-30-31» с газовым двигателем понадобится 37 кубометров газа, с дизельным – 39,4 литра солярки. Умножаем теперь на цены на энергоносители (7 и 18,5 рублей соответственно) и получаем такие результаты: за газ вы заплатите 259 рублей, за дизель – 729 рублей. Экономия – 470 рублей на 100 километров.

 

Преимуществ, помимо экологичности и безопасности,
у газового проекта хоть отбавляй

– Очень актуально это направление для пассажирских перевозок, – рассуждает руководитель ООО «РариТЭК», – ведь каким бы длинным ни был маршрут, сегодня общественному транспорту возить горожан невыгодно – нужны дотации. Автобусы, работающие на газу, окупят себя без них. Вот, например, мы отдавали свой автобус на испытания в Краснодар: так вот, за рабочую смену он приносил порядка 1,5 тысячи рублей – небольшая, но все-таки прибыль! Такой же автобус, но дизельный ежедневно «привозил» убытки. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год – одни убытки! Именно поэтому все транспортные предприятия в Набережных Челнах и республике балансируют на грани банкротства. Именно поэтому хозяйство передали частникам, и появились «Газели».

Все это можно свернуть за счет альтернативного топлива. Это будет целая революция!

 

ЖМЕМ НА ГАЗ?
К счастью, газовым проектом «РариТЭКа» заинтересовались в местном отделении партии «Единая Россия». Его взял под личный контроль первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов. И теперь, похоже, постепенный переход автотранспорта на газ – дело не столь уж отдаленного будущего.
Как рассказал «Неделе» помощник Олега Морозова в Набережных Челнах Фаиль Салихов, по просьбе челнинских единороссов в Госдуме собирался Комитет по энергетике, который подробно рассмотрел предложения «РариТЭКа». К этой теме подключилось и правительство России в лице Сергея Иванова и Виктора Христенко.
– Наша задача – войти в реестр Минпромторга РФ по поддержке автопрома, – подчеркнул директор Фонда поддержки местного отделения партии «Единая Россия» Сергей Майоров. – Это очень удобно: потому что в таком случае 70% стоимости этой техники будет оплачивать федеральный бюджет, а 30% – региональный.

 

Пробуксовка

А пока революция медлит с наступлением, ООО «РариТЭК» выполняет самый большой заказ – оснащает газовым оборудованием 32 автобуса для Краснодара. В следующем году контракт подпишут еще на 50 «Нефазов». То же с Краснодаром. На предприятии очень надеются, что передовой опыт южан переймут и другие российские регионы: стоит только вглядеться в цифры.

А что же мы? Парадоксальная вещь: предприятие, работающее в Татарстане, пока не получило заказов от республики. При всех очевидных плюсах альтернативного топлива, при всей инновационности идеи (за которую так ратуют федеральные и региональные власти) наши КАМАЗы и «Нефазы» продолжают ездить на солярке.

– Газовая тема – это тема будущего. Она нескоро завоюет популярность, ведь решение о переводе автотранспорта на компримированный газ должно быть принято на государственном уровне, – говорит Рафаэль Батыршин.

– А чем вам может помочь государство?

– Развитием инфраструктуры (в первую очередь, сети газозаправочных станций) и сервиса, а также субсидированием приобретения техники. В европейских странах и США, например, до 40% стоимости газобаллонной техники государство берет на себя, а при покупке в кредит устанавливает удобные сроки выплат. Если бы в России работала такая система, то и заказчики не замедлили бы появиться. Пока же, к сожалению, этого нет…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*