Интересное исследование провели ученые в Москве. Оказывается, в загрязнении столичного воздуха на 75% виноваты не промышленные предприятия, как мы обычно думаем, а… транспорт. И самая большая степень заболеваемости онкологией – у горожан, живущих в домах вдоль оживленных трасс. | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
По Татарстану и Набережным Челнам, думается, ситуация в общем и целом похожая. Ежедневно вдыхая канцероген бензол, выбрасываемый тысячами рокочущих двигателей, мы подвергаем свое здоровье опасности. Просто опасность эта не сегодняшняя, а «ото-двинутая» на годы. Что же делать? Не дышать? Выход есть, но пока, видимо, «не про нашу честь». |
||||||||||||||||
Резонный вопрос Имя ему – перевод автотранспорта на так называемый «компримированный» – то есть сжатый природный газ. Выхлопы от таких двигателей минимальны, и вред, который они наносят окружающей среде, – тоже. «А взрывоопасность? – совершенно резонно спросите вы. – Вон в России сколько «Газелей» взорвалось…» Мы тоже так думали. Но, как выяснилось, все эти пассажирские автобусы работали на нефтяном попутном газе пропан-бутане, температура воспламенения которого – всего 200 градусов. – Если бы в баллонах был метан, ничего подобного бы не произошло, – уверен генеральный директор ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин. – Температура его воспламенения даже выше, чем у дизельного топлива – порядка 500 градусов против 270. К тому же если при утечке пропан-бутан стелется понизу и при собирании взрывается, то метан уходит вверх, смешиваясь с воздухом. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Не взрыв, а… разрыв Предприятие «РариТЭК» – единственное в Набережных Челнах, да, пожалуй, и в Татарстане, которое всерьез занялось газовой тематикой. На протяжении последних трех лет здесь устанавливают на КАМАЗы и пассажирские «Нефазы» газовое оборудование, работающее на альтернативном топливе – метане. Преимуществ, помимо экологичности и безопасности, у этого направления хоть отбавляй – это признают все специалисты, но, как показывает практика, всему новому у нас, прежде чем воплотиться в жизнь, суждено пройти множество испытаний. Не исключение и этот проект. – Вот посмотрите, – Рафаэль Батыршин показывает нам бобину с торчащими из нее пучками «металлической пакли». В ней мы не без труда опознаем бывший газовый баллон. – Этот баллон из промышленной партии прошел испытания на прочность при давлении газа более 700 атмосфер. Как видите, даже если представить невероятную ситуацию, он не взорвется, а разорвется. И разрыв этот – естественно, безосколочный. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Это будет Это что касается безопасности, которая волнует всех нас. Еще один момент – экономичность. Вот вам нехитрый расчет. На 100 километров пути автобусу «Нефаз-5299-30-31» с газовым двигателем понадобится 37 кубометров газа, с дизельным – 39,4 литра солярки. Умножаем теперь на цены на энергоносители (7 и 18,5 рублей соответственно) и получаем такие результаты: за газ вы заплатите 259 рублей, за дизель – 729 рублей. Экономия – 470 рублей на 100 километров. |
||||||||||||||||
Все это можно свернуть за счет альтернативного топлива. Это будет целая революция!
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Пробуксовка А пока революция медлит с наступлением, ООО «РариТЭК» выполняет самый большой заказ – оснащает газовым оборудованием 32 автобуса для Краснодара. В следующем году контракт подпишут еще на 50 «Нефазов». То же с Краснодаром. На предприятии очень надеются, что передовой опыт южан переймут и другие российские регионы: стоит только вглядеться в цифры. А что же мы? Парадоксальная вещь: предприятие, работающее в Татарстане, пока не получило заказов от республики. При всех очевидных плюсах альтернативного топлива, при всей инновационности идеи (за которую так ратуют федеральные и региональные власти) наши КАМАЗы и «Нефазы» продолжают ездить на солярке. – Газовая тема – это тема будущего. Она нескоро завоюет популярность, ведь решение о переводе автотранспорта на компримированный газ должно быть принято на государственном уровне, – говорит Рафаэль Батыршин. – А чем вам может помочь государство? – Развитием инфраструктуры (в первую очередь, сети газозаправочных станций) и сервиса, а также субсидированием приобретения техники. В европейских странах и США, например, до 40% стоимости газобаллонной техники государство берет на себя, а при покупке в кредит устанавливает удобные сроки выплат. Если бы в России работала такая система, то и заказчики не замедлили бы появиться. Пока же, к сожалению, этого нет… |