На состоявшейся во вторник 46-й отчетной сессии горсовета собравшиеся узнали, что, по всем канонам кризисного жанра, «КАМАЗ» должен был перестать существовать, но все ж таки выжил и имеет хорошие шансы на рывок (правда, не раньше 2013 года!). Что рождаемость в городе растет, а детские сады строить не на что, так что радоваться демо-графическим показателям не пристало. Что, судя по всему, главный вуз Набережных Челнов мы потеряем как «не соответствующий требованиям времени» (напрямую об этом не говорилось, но истолковать можно было именно так). И что нынешний год, так же, как и прошлый, пройдет для города под знаком борьбы с безработицей, ибо проблема эта актуальности не утратила. А пожалуй, даже обострилась… | ||
|
||
Василь Шайхразиев подробно отчитался о том, как Набережные Челны пережили «сложный и насыщенный событиями» 2009-й
|
||
Рано радоваться… Заслушать отчеты первых лиц Набережных Челнов приехали премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, генеральный директор ОАО «Татэнерго» Ильшат Фардиев и другие официальные лица. Как объяснил позднее сам премьер, «Набережные Челны – это промышленный центр, который больше всех пострадал от кризиса. Ситуация в вашем городе наиболее тяжелая». Первым с докладом по обыкновению вышел руководитель исполкома Василь Шайхразиев. В 35-минутном выступлении он подробно отчитался о том, как Набережные Челны пережили «сложный и насыщенный событиями» 2009-й (большую часть затронутых в докладе тем «Неделя» освещала в течение года – прим. ред.). Итак, несколько цифр. Реальный уровень зарплаты горожан снизился на 17%. Производство упало вдвое. Год прошел при стабильно низких доходах. Расходы бюджета удалось снизить на 284,3 млн. руб. С начала кризиса количество безработных челнинцев выросло в три раза – с 5 до 14 тысяч человек. На 1 января 2010 года уровень безработицы составил 4,59%, при том что среднереспубликанский показатель – 2,76%… Зал слушал эти данные, как сводки с фронта. Куда радужнее были демо-графические показатели. На 8% выросла рождаемость, на 4% снизилась смертность. На 9,4% увеличилось количество браков, а число разводов, напротив, сократилось на 1,7%. Однако выступавшая вслед за Василем Шайхразиевым депутат горсовета Венера Иванова призвала не слишком радоваться демографическому прорыву. Более 8850 маленьких горожан стоят в очереди на получение путевки в дет- – Рустам Нургалиевич, – полужалобно-полуигриво обратилась к премьер-министру Венера Иванова, – без вашей помощи нам эту проблему не решить. Сейчас у нас есть возможность вернуть три здания детских садов (переданных в 90-е годы непрофильным организациям – прим. ред.), но на это необходимо 120 млн. рублей. К сожалению, в нашем бюджете их нет. Для сравнения: сметная стоимость строительства одного детсада – 500 млн. рублей. Для усиления произведенного ею эффекта Венера Бахтегараевна привела еще один факт: сроки ввода единственного строящегося детского сада в 37-м комплексе перенесены на год – с IV квартала 2009-го на IV квартал 2010-го. Причина – недофинансирование. |
||
«Мы должны были перестать Ту же проблему среди прочих поднял в своем выступлении и генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Речь его была, что называется, экспромтом («когда мы пили чай перед сессией, мне сказали, что надо выступить»), и оттого, лишенная самоцензуры, показалась нам самой искренней и максимально приближенной к реальности. Впрочем, Сергей Анатольевич никогда не отличался мягкостью формулировок… Приводим самые интересные моменты его выступления. ► За кризисный 2009 год произошло много событий. И главное из них – что, в принципе, автомобильная промышленность нашей страны должна была перестать существовать. Приговор был вынесен еще в начале прошлого года. Но нам удалось сделать так, чтобы этого не произошло. «КАМАЗ», пожалуй, единственная российская компания, которая за 2008 год показала прибыль в автопроме. В 2009-м мы получили убытки, но значительная их часть была связана с финансовыми операциями и не относилась к нашей основной деятельности. Во-первых, валютная разница: девальвация рубля до 40% ударила по нашим валютным займам. Платить за них стали гораздо больше. Второе – обвал фондового рынка. Только на падении курса акций НефАЗа мы получили почти 2,5 млрд. рублей убытков. ► Даже в условиях кризисного года мы не перестали заниматься стратегией. Могу сказать, что по реалистичному сценарию мы сможем выйти на докризисные обороты к 2013 году – тогда оборот нашей компании превысит 120 млрд. рублей (или по сегодняшнему курсу 4 млрд. долларов). Хватит ли этого для работы в нашей отрасли? Конечно, нет. 6-7 млрд. долларов – это минимальный объем, который должен быть. ► Сейчас идет постепенный рост курса акций «КАМАЗа». Причина проста: «Ростехнологии» и «Daimler» увеличивают свои пакеты в нашей компании. Платить сотни миллионов долларов за акции «КАМАЗа» просто так никто не станет. Просто нашу компанию оценивают и понимают, что вложения будут эффективны. В результате сотрудничества «КАМАЗа» с «Daimler» в Набережных Челнах появится несколько новых производств – в частности, среднетоннажных грузовых автомобилей «Mitsubishi Fuso», сборка «Merсedes-Benz» премиум-сегмента. Ну, и остальные проекты, которые позволят «КАМАЗу» совершить рывок сразу в десять ступеней по части техники, с переходом на новые компоненты, применяемые немецкой компанией в своих автомобилях. Все это говорит о том, что облик КАМАЗа будет меняться. |
||
|
||
Скоро «КАМАЗу» понадобятся
специалисты качественно иного уровня |
||
Нас проверяли ► Кризис бесконечным не бывает, рано или поздно рынок начнет работать. Но есть ряд вопросов. Главный из них – готовы ли мы к расширению производства и созданию новых рабочих мест именно в Челнах? Требования, выдвигаемые новыми производствами к персоналу, к инфраструктуре города, значительно отличаются от прежних. Взять тот же «Daimler». Как вам известно, аналитики этой компании приезжали сюда и проверяли «КАМАЗ», так сказать, до уровня нижнего белья. Но они также исследовали и состояние города. Все области – медицины, питания, торговли, безопасности, культуры. Они смотрели, как специалисты, приехавшие из Германии, будут жить в Набережных Челнах. Тогда-то и возникла тема «открытого города» (имеется в виду проект «Open city» – прим. ред.): потому что мы осознали, что в «скорой помощи» должны сидеть люди, знающие хотя бы азы английского языка. То же самое – милиция, пожарная служба. Это должно стать нормой нашей жизни. |
||
|
||
Где взять ► Медицина – это вопрос даже не первой, а нулевой очередности. Каждый раз, когда в Челны приезжает Рустам Минниханов, я бываю на совещаниях в БСМП, вижу, что там происходит. Это действительно будет одна из лучших клиник в стране. Главное теперь – понять, где мы возьмем профессионалов, которые станут работать на современном оборудовании… Остается и проблема детских садов. Мы на предприятии собираем вопросы работников. И 30% жалоб сегодня касаются путевок. Эта проблема создана постсоветским периодом, когда добрая половина детсадов была перепрофилирована черт знает во что. Строить новые – долго и дорого. Но радоваться, что у нас растет население, негоже. ► Мы должны очень критично оценить то, что происходит в сфере высшего образования. Это касается, в первую очередь, Набережных Челнов, потому что качество образования в городских вузах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Один из актуальных вопросов – транспорт и пассажирские перевозки. Везде в России этот бизнес не прибыльный. Банкротство двух крупных АТП в нашем городе говорит о том, что в этой области у нас очень много проблем. В Набережных Челнах, ситуация была бы гораздо острее, если бы не «КАМАЗ». За счет нашего предприятия «Электротранспорт» мы просто на себе «выносим» около 70% перевозок. Мы не говорим, что завтра кто-то должен прийти и решить эту проблему. Но все-таки нужно ею заниматься. ► На мой взгляд, последствия кризиса наша компания – и, соответственно, экономика города – будет еще переживать около трех лет. Затем для того, чтобы начался масштабный рост, нам понадобится другой уровень профессионалов, подхода к бизнесу. И я надеюсь, что за эти три года мы подтянем медицину, образование, пассажирские перевозки, культуру на тот уровень, который будет предъявлять экономика к социальной инфраструктуре города. |
13.03.2010 в 22:46
Ушайхразиева, как и у других руководителей города и республики, -безработица есть, детских садов не хватает (за 20 000 тысяч рублей есть) Камаз благодаря руководству молодец. А в остальном "Всё хорошо прекрасная маркиза…"
18.03.2010 в 22:36
К автору статьи: Где можно ознаком иться с "канонами кризисного жанра"
А за отца Вашего города рад. Посмотрите какое у него выражение лица. Для любогго очевидно: озабочен нашими проблемами.
Мой искренний совет тебе василёк: бросай нахрен эту работу иди в ментовку, туда, где ты раньше работал- горя не знал. Совет бесплатный и взяток не беру, да и никто не предлагает так, как вашемим "братьям" ментам.
21.03.2010 в 19:03
А где комменты?
21.03.2010 в 19:03
А где комменты?