Вторую неделю в кинотеатрах страны идет фильм «Поп» об одном из священников Псковской православной миссии, которая возрождала православие на оккупированной фашистами территории северо-запада России. Свой взгляд на священнослужителей этой миссии, на немецкие идеи в отношении русского православия и на новую кинокартину изложил доктор исторических наук, один из самых крупных исследователей истории Русской православной церкви XX века Михаил Шкаровский. |
||
|
||
«Поп» – это первый шаг в историческом кино про церковь, тем более
про русскую церковь в годы войны |
||
Дело было сфабриковано – Михаил Витальевич, вы как специалист по истории русской церкви XX века как оцениваете фильм «Поп»? – Фильм производит благоприятное впечатление, хотя в нем много исторических неточностей и даже ошибок. Удачным выглядит главный образ – это отец Александр, сыгранный Маковецким. Но важно в первую очередь другое – то, что священники Псковской миссии показаны в большинстве своем патриотами родины, и в фильме точно отражено, что они не служили ни фашистскому, ни советскому богоборческому режиму тех лет. Показ этого фильма важен еще и потому, что в начале 2000-х годов возобновились нападки на тех священников, которые служили в тот период на территории оккупации, в том числе и на священников Псковской миссии. Как известно, большинство из последних было арестовано в 1944 – 1945 годах, а в Ленинграде, в январе 1945 года прошел судебный процесс над руководителями Псковской миссии. После смерти Сталина они были реабилитированы, а дело о том, что они сотрудничали с фашистами, как я узнал позже, было сфабриковано. Но в наше время, когда происходит некая реабилитация действий органов госбезопасности и НКВД в период войны, когда говорится о том, что многое, что они творили тогда, правильно, и о том, что эти священники были осуждены справедливо, фильм «Поп» – противостояние этой тенденции. В нем показано, что деятельность священников этой миссии была героическим служением Родине. Конечно, жаль, что в картине недостаточно показана пастор-ская деятельность и служение священников. Жаль, что в несколько карикатурном виде показаны немцы и полицаи – не все из них были безбожниками и негативно относящимися к церкви люди. Образ Сергея Маковецкого, конечно, собирательный, хотя основывался на истории отца Алексея Ионина, который в 50-е годы переехал в США, где издал свои сочинения, использованные при подготовке этого фильма. Отдельные же факты взяты из служения других священников – и не только Псковской миссии. Например, факт, связанный с отказом отца Александра отпевать полицейских, взят из служения одного священника в Белоруссии. Евреев также священникам удавалось спасать, хоть и немногих – на Украине, к примеру, многих евреев крестил и тем самым спас священник Алексей Глаголев. Жаль, что в фильме ничего не говорится о помощи отца Александра партизанам, потому что это было самое распространенное явление (а один священник, Федор Пузанов, даже награжден медалью «За отвагу») – в фильме мы видим только отчужденные отношения отца Александра с ними. |
||
План на 25 лет – Сколько священников служило в Псковской миссии? – Приехавших миссионеров из Прибалтики было немного – около 20 человек, а в общей сложности в Псковской миссии служило почти 200 священнослужителей. – А много ли было православных немцев, наподобие Фрайгаузена в «Попе»? – Некоторое количество таких немцев было – не могу сказать, что много. Но они были в основном в окружении Власова. – Какими же были взаимоотношения гитлеровцев и православных священников? Насколько немцам важно было возродить православие на оккупированных территориях? |
||
А те, кто работал в рейхсминистерстве по делам восточных территорий, которое возглавлял Розенберг, проводили иную политику, направленную на максимальное разграбление Русской православной церкви и разделение ее на враждующие между собой части. Таким образом, они поощряли и создание автокефальных церквей в противовес Московскомй патриархату: украинской, белорусской, эстонской и других. И, наконец, существовало еще и главное управление имперской безопасности во главе с Борманом, которое занимали еще более жесткую позицию – церковную деятельность они разрешали только во время военных действий и только в пропагандистских целях, а потом планировали создание на оккупированных территориях новой псевдорелигии и уничтожение, собственно, христианства. Этот план был рассчитан на 25 лет. |
||
|
||
Вернули к вере миллионы людей – Вернемся к тому, что после просмотра фильма вызывает вопросы. Еще можно понять, почему отец Александр отказывается отпевать полицаев, хотя никаких зверств с их стороны в картине не показано. Но почему он благословил православного немецкого офицера, бывшего белогвардейца Фрайгаузена, – непонятно. – Сложно сказать. Наверное, у отца Александра сложились добрые личные отношения с Фрайгаузеном. Во всяком случае, могло быть какое-то понимание человека, который метал- Но с самого начала все-таки было видно, что герой Маковецкого негативно относился к приходу немцев, из-за чего даже хотел отказаться от служения. Но понял, что оно нужно в первую очередь, простому народу, верующему народу, который очень страдал в период оккупации, понял, что он может как-то облегчить прежде всего страдания людей. – Служить в таких условиях для священника теперь сродни подвигу… – Фильм этот не о подвиге, а о том выборе, который священник должен сделать. И, конечно, о милосердии, потому что в картине на этом многое построено. – Как можно убедить зрителя, что «Поп» – это не православная агитка и не очередной продукт российского масс-культа? – Я считаю, что это другой продукт. В картине отражено много реалий того времени, так или иначе показана трагедия русской церкви, подвергавшейся гонениям с двух сторон. Работа миссии была выдающейся и выдающимися были ее успехи – за три года священникам удалось возродить более 300 храмов и сделать многое другое. Но главное – утешая народ, они вернули к вере миллионы людей и проделали тем самым огромную патриотическую работу. – Фильм «Поп», конечно, не охватил всю сложную историю Псковской миссии. Может, для работы над такими непростыми темами требуется многосерийный формат, чтобы зритель узнал больше нового и ранее малоизвестного? – Согласен. Но «Поп» – это первый шаг в историческом кино про церковь, тем более про русскую церковь в годы войны. Я считаю, сейчас очень важно снять картину о деятельности русской церкви в блокадном Ленинграде, очень нужно рассказать о служении священников в оккупированной Белоруссии и Украине, да и про Псковскую миссию рассказана лишь одна маленькая страничка. Конечно, про все это нужно снимать сериал. |