…С виду этот автобус напоминал обычный экскурсионный – высокий, просторный, вместительный. Но в окна его смотрели не веселые лица туристов, наслаждающихся увлекательной поездкой, но озабоченные, даже сумрачные лики депутатов Государственного Совета РТ. По их словам, они прибыли в Набережные Челны, чтобы своими глазами увидеть ситуацию в городе и конкретно – на «КАМАЗе». В четверг в гендирекции автогиганта состоялось выездное заседание президиума татарстанских парламентариев. |
|
Депутаты Госсовета РТ прибыли в Набережные Челны,
чтобы своими глазами увидеть ситуацию на «КАМАЗе» |
«Прогулка» Собственно, заседанию предшествовала двухчасовая экскурсия на заводы. Сначала высокие гости осмотрели новую окрасочную линию на КамПРЗ, затем синенький автобус проследовал на автомобильный, где под предводительством главы компании Сергея Когогина и директора завода Ильдуса Баянова депутаты осмотрели цех сборки кабин и довольно длинным шлейфом растянулись по главному сборочному конвейеру. Следующим пунктом в этом путешествии стал «КАМАЗ-Дизель», где гостям продемонстрировали конвейер сборки двигателей и цех локализации деталей для двигателей Cummins. Не обошли вниманием республиканские парламентарии и два совместных предприятия «КАМАЗа» и ведущих мировых производителей автокомпонентов – «Камминз Кама» и «ЦФ Кама». Производство есть производство, и, понятно, по всему пути следования парламентариев было довольно шумно. На этот случай организаторы мероприятия предусмотрительно обеспечили их наушниками, так что информацию, которую получал из первых уст шагавший во главе делегации председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, с не меньшим комфортом получали и депутаты, шедшие в хвосте. Чего, увы, не скажешь о журналистах, которым наушники достались лишь на последнем предприятии «экскурсионной программы»… Страшное Открывая после небольшого перерыва заседание президиума Госсовета РТ, Фарид Мухаметшин без обиняков рассказал, чего ради депутаты предприняли путешествие в Набережные Челны: – Проблемы «КАМАЗа» – это, безусловно, и проблемы города: 45 тысяч челнинцев работает на этом предприятии. А если учитывать коэффициент семейственности 1:3, можно себе представить, какое количество людей затрагивает деятельность «КАМАЗа». Нас беспокоит положение дел с занятостью в Набережных Челнах. Безработица здесь выросла почти втрое – с 5 до 14 тысяч человек. – …если же брать с момента начала кризиса и по сегодняшний день, число безработных горожан выросло в пять раз – с 3 тысяч (это 1%) до более 15 тысяч (более 5%), – чуть позже сгустил краски выступавший следом мэр города Ильдар Халиков. – Фактически же этот показатель, если рассчитывать по российским и международным методикам, указывает на то, что мы имеем в Челнах около 12% безработных. Это самое страшное наследство, которое мы получили от кризиса. Кому нужны Самым обстоятельным – как по характеру, так и по времени – оказалось выступление «на правах хозяина» гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. После краткого экскурса в историю компании «тучных» лет он рассказал, как «КАМАЗ» погрузился в кризис и как из него выходит. Многое из того, что услышали вчера депутаты Госсовета РТ, уже прозвучало на состоявшейся в марте 46-й отчетной сессии горсовета, которую подробно освещала «Неделя». Мы приводим самые любопытные высказывания Сергея Когогина, касающиеся автогиганта и… его отношений с городом и республикой. ► Мы начинаем осваивать рынки за пределами России: пошли на строительство полноценного производства в Индии. Изначально мы рассматривали еще две площадки – в Бразилии и Китае. Но в Бразилии рынок перенасыщен производителями, а Китая мы пока боимся. Индию же сочли достаточно устойчивой. По нашему проекту, там будет выпускаться пять тысяч автомобилей в год. Через три года, думаю, станем завозить туда только наш фирменный знак – лошадь. Все остальное будет производиться на месте. Сегодня набираемся духу, чтобы заняться китай-ским рынком. Идут переговоры, понятен партнер, но сделать последний шаг пока не хватает смелости. У нас уже просто не хватает людей на сопровождение всех проектов. ► Нам много чего принадлежит, чего не надо. В частности, трамвайное управление, которое обеспечивает весь город перевозками, – а это 200 млн. рублей дотаций в год. Нам не составляет сложности передать «Электротранспорт» городу. Но тогда произойдет неминуемое банкротство (как это было у двух других пассажирских предприятий), потому что у города нет средств. Но ведь это же не задача бизнеса – выполнять принятые, но не обеспеченные финансированием решения республики! В условиях кризиса я ни себе, ни другим объяснить этого не могу. Знаю только, что предприятие должно работать, потому что 40 тысяч людей каждый день приезжают на трамвае на производство, а потом уезжают. Мы просто вынуждены нести эту социальную нагрузку. ► Затрат, которые «КАМАЗ» несет на «социалку», наши международные акционеры не понимают. Но они ориентируются на мнение менеджмента. А мы считаем, что сегодня нет другого выхода, кроме как выполнять эти функции. Взять, например, лагеря отдыха: «КАМАЗу» для детей работников нужно 1700 мест, а мы содержим 10 тысяч и все их заполняем! Если не будет принято никаких решений, мы точно откажемся от этой поддержки! В задачи бизнеса уж точно не входит собирать сюда детей с половины республики, чтобы обеспечить им воспитательный процесс. Что касается соципотеки, наша поддержка остается пропорциональной нашим же возможностям. Объемы упали – мы ужали участие в этой программе. Но отказываться от нее совсем мы не собираемся. |