МГНОВЕНИЯ РАФКАТА БИЛЬДАНОВА

Untitled Document

Рафкат Бильданов – личность в челнинской и республиканской журналистике знаменательная. Это по его команде послушно выстраиваются в ряд или образуют полукруг сильные мира сего. Это его в разгар массовых мероприятий мы видим в самой гуще событий, а во время «высокопоставленных визитов» – на какой-нибудь верхотуре (например, на крыше здания): в погоне за удачным кадром он, не задумываясь, рискнет жизнью. Это он так высоко ставит свое дело, что, предложи ему нечистый сделку, отдаст что угодно, но с верным спутником-фотоаппаратом не расстанется ни за что. 3 апреля нашему коллеге, фотохудожнику Рафкату Бильданову исполняется 50.

 

Рафкат Бильданов – один из самых известных и востребованных фотографов
не только в Набережных Челнах, но и в республике

Удивительная вещь: Рафкат Бильданов известен на весь город, но… много ли мы о нем знаем? При всей своей внешней открытости он остается очень скромным человеком и не любит рассказывать о себе. Вывести его на беседу о личном – сродни журналистскому подвигу. И «Неделя» его совершила! Итак, просим любить и жаловать: Рафкат Бильданов – неизвестный известный фотохудожник Набережных Челнов, умеющий ловить мгновения.

 

Мгновение первое. Бабушка

…Свой первый фотоаппарат «Смена-8М» Рафкат Бильданов взял в руки в 10 лет. Ничего удивительного: почти все мальчишки в деревне Новое Камкино Алькеевского района тогда с такими ходили, увлекались. Чем он хуже? Так вот, взял он в руки свою первую «Смену-8М» и… что вы думаете, сделал первый кадр? Не тут-то было! Рафкат призадумался: как это такая маленькая машинка может запечатлеть все, что тебе хочется? Откуда у нее такая поразительная «память на лица»? Надо разобраться!
«Птичка» из фотоаппарата так и не вылетела, потому что Рафкат… подверг его тщательному анализу, «распотрошив» до винтика. Устройство, правда, так и не понял, но любопытство удовлетворил. Странно только, что после «ручной сборки» «Смена-8М» так и не заработала… Тогда предприимчивый парнишка отнес ее в магазин, оставил «автограф» в жалобной книге, а на триумфально возвращенные деньги купил уже другой фотоаппарат – покруче. «Фет» называется.

Отщелкав свое, соседские мальчишки побросали фотоаппараты. А Рафкат только открывал для себя все, на что способна чудо-техника, и без устали снимал… бабушку – самого близкого и любимого человека.

– Бабушка частенько мне говорила, – рассказывает он, – «руки каждого человека движутся к себе, – с этими словами Рафкат «загреб» руками воздух, – а тебе надо – от себя, к людям», – и он развел руки нам навстречу. – Так я и стараюсь: не брать, а отдавать.

Мгновение второе. Реклама – двигатель торговли

…С фотоаппаратом он расстался лишь раз – на время армии, и то потому, что служил на космодроме «Байконур», с которого запускались советские ракеты. Военная часть Рафката находилась за колючей проволокой – секретный объект! – и, понятное дело, любая съемка была запрещена. «Куда ни глянь – сплошной песок, – вспоминает он сейчас с улыбкой. – За два года службы мы не видели ни одного «гражданского» – одни тараканы да змеи…»

После армии Рафкат приехал в Набережные Челны, устроился на агрегатный завод водителем погрузчика. Казалось бы, начал обычную жизнь обычного человека. Но… Очень скоро понял: не его это стихия. И сначала в свободное от работы время, а потом уже окончательно и бесповоротно окунулся в свою – фотографическую.

 

Тогда же, в начале 80-х, когда советские люди еще понятия не имели о рекламе, Рафкат Бильданов уже активно использовал ее в «продвижении товара». На взгляд современного человека, она была довольно примитивной – на стенде просто висели работы фотографа: малыш, делающий первые, робкие шаги;

ервоклассница с большущим бантом на макушке; счастливые молодожены; чинно-благородное семейство с детьми и внуками…
Но реклама работала, и Рафкат со своим верным фотоаппаратом был нарасхват. К тому времени он обзавелся уже новомодным «Кодаком» и одним из первых в городе стал возить отснятый материал в Москву – в одну из редких даже для столицы лабораторий. В Челны возвращался с полным дипломатом фотографий. Если «клиентам» не нравилось качество, денег с них не брал. Завел привычку не продавать, а отдавать снимки инвалидам. Слава о честном фотографе разнеслась быстро. Бабушкин «рецепт» работал безотказно.

Мгновение третье. Анфиса

 

Обезьянка Анфиса была лучшей напарницей фотохудожника

Тогда же в его жизни появилась Анфиса. На момент их знакомства она была молода и весьма привлекательна. Как и все женщины, любила прикованные к ней восхищенные взгляды, обедала с Рафкатом в кафе и как должное принимала, когда ее угощали бесплатно. С удовольствием лакомилась сладостями, виноградом и… картошкой. Бывало, возьмет в свою цепкую обезьянью лапку чайную ложечку и, неумело загребая, ест пюре – на потеху окружающим! Вот странность только: бананы мартышка категорически отвергала!
Фотограф приобрел ее случайно: по городу прошел слух – мол, приехал «заморский» человек, привез экзотику, и Рафкат купил у него за 3 млн. рублей Анфиску. Устроил для нее на балконе каморку и поселил свою напарницу.

Они проработали вместе всего два года (наверняка у многих челнинцев сохранились эти снимки с забавной мартышкой!), но наш собеседник до сих пор вспоминает обезьянку с нежностью: даже когда кто-то из близких поднимал руку, чтобы его обнять или потрепать по плечу, отважная Анфиска бросалась к хозяину «на помощь» и «защищала» от любых посягательств.

С обезьянкой Рафкат Бильданов расстался, потому что «жалко было ее таскать каждый день на работу». В чужие руки отдавать не решился – «мало ли какие люди». Он подарил ее заезжей цирковой труппе. Мартышку сменила большая кукла Барби. Тоже красивая. Но сердцу не прикажешь – любил Рафкат только Анфиску… На следующий год, когда циркачи вновь приехали в Челны, фотограф навестил свою бывшую напарницу. Увидев его, обезьянка совершенно по-женски, порывисто бросилась ему на шею. Описать эту встречу словами невозможно. Да и не надо, наверное…

 

Главное – поставить на Фортуну

 

Мгновение четвертое. Чечня

 

В перестроечные годы, когда по Татарстану прокатилась волна митингов, Рафкат Бильданов стал работать уже как фотокорреспондент: его бесстрастная камера фиксировала все, что происходило в Казани и в Челнах, – для истории. А в 1996-м в его жизнь вступила Чечня. Точнее, он сам в нее вступил. По соб-ственному желанию. И опять как фотокор.

Это была инициатива города. На исходе второго года боевых действий Чечня и Ингушетия оказались на грани гуманитарной катастрофы. В Набережных Челнах собрали продукты, вещи, моющие средства, медикаменты и отправили колонну снаряженных КАМАЗов в разрушенные республики. В группе сопровождения был и Рафкат.

– Это по телевизору, – говорит он, – война не страшная. А вот когда ты оказываешься в прямом смысле меж двух огней и часами отлеживаешься в низине, чтобы шальная пуля не задела, на жизнь начинаешь смотреть по-другому. И ценности жизненные переосмысливаешь.

Наверное, если б не было в его жизни «чеченской страницы», кражу фотоаппаратуры – и главное, огромного архива! – Рафкат воспринял бы как непоправимую трагедию. Но «страница» уже была перевернута, и он, закусив удила, продолжил работать. Хотя признается, что не прошло и дня, когда бы не вспомнил об утраченной навсегда фотоколлекции.

 

Думаете, это марсиане? Нет, это десант журналистов высадился на птицефабрике!

 

Мгновение пятое. Поле

Сегодня Рафкат Бильданов – один из самых известных и востребованных фотографов не только в Набережных Челнах, но и в республике. В свое время его фоторепортажи с митингов заметил экс-министр информации и печати РТ Ислам Ахметзянов – с тех пор ему выдали «красную корочку» и стали приглашать на все официальные мероприятия.

Случается, он «наматывает» по тысяче километров за день, чтобы поспеть с одной съемки на другую, – и все это ради нескольких ценных кадров! Пожалуй, только в его архиве можно увидеть фотографии, сделанные на рассвете – в другое время
нельзя! – с вертолета или дельтаплана («Договариваться при-
ходится…» – загадочно заметил он, когда мы спросили, как ему это удается). Такие снимки может сделать только человек, фанатично влюбленный в свое дело и в свой город. Правда.

Попасть в кадр профессионального фотохудожника хочется многим, заказы расписаны вплоть до июня, а Рафкат между тем, как «парень деревенский», больше всего на свете любит снимать… поле: его полную, неспешную жизнь, посевные и уборочные. Надо сказать, именно благодаря полю Рафкат Бильданов стал штатным фотографом ОАО «Тат-энерго».

– Поехал я в одну из уборочных кампаний фотографировать комбайны, – рассказывает он. – Иду по полю, а навстречу… гендиректор «Татэнерго» Ильшат Фардиев!

– Для кого, – говорит, – снимаешь?

– Для себя.

– Где работаешь?

– Нигде.

– Пиши заявление, приходи работать. Будешь фотографировать для нас.

…Жизнь торопится, мы стараемся попасть с нею в ногу и порой второпях, для быстроты произношения даже сокращаем слова. Вот и слово «фотографии» постепенно и как-то незаметно для нас заменилось на «фотки», а «фотоаппарат» – на «фотик». А Рафкат Бильданов так не скажет никогда. Просто потому, что любит свою работу. Именно такие люди, как он, возводят фотодело в ранг искусства и прививают к нему уважение.

Его мечта – почти уже воплощенная – создать «суперкнигу», в которой будут собраны все самые удачные работы за последние 10 лет. «Это будет подарочное издание для всех, кто любит наш город», – подчеркнул Рафкат напоследок. Бабушкин «рецепт» продолжает работать…

 

 

P.S.: Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, одни из самых любимых снимков героя нашей публикации

 

Редкое
событие: открытие памятника воинам Великой Отечественной войны в селе Старое
Айманово Актанышского района

 

Тянем-потянем! Угадайте, чья взяла?

 

Передача власти по-татарстански

 

Контрольный удар: дышите ровно…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*