Сегодня этот специалист стал дефицитным для многих промышленных предприятий. Не секрет, что производственников нередко не устраивает подготовка выпускников в вузах. |
|
На первом курсе будущие инженеры
получают рабочую специальность |
Одна из основных претензий – будущие инженеры оторваны от конкретного производства. Их техническая мысль витает где-то слишком далеко. Зачастую молодые специалисты лишь формально проходят практику на заводах, поэтому их заново приходится обучать непосредственно после приема на работу, а на это уходят годы. Для специалистов К сожалению, издержки высшей технической школы затронули и «КАМАЗ». Опытные технари уходят на пенсию, но им на смену не всегда приходят достойные специалисты. Поэтому автогигант подписал договор с Набережночелнинским филиалом КГТУ им. Туполева (КАИ) о создании Машиностроительного образовательного кластера (МОК) «КАМАЗ-КГТУ». Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поддержал эту идею и выделил 70 бюджетных мест для нужд «КАМАЗа». Этот своеобразный научный эксперимент продолжается уже третий год. Будущие конструкторы-технологи закончили второй и первый курсы. Сегодня их уже 140 человек. Студенты обучаются за счет средств федерального бюджета, получают не только академическую, но и камазовскую стипендии. В этом году к специальности «конструктор-технолог автоматизированных машиностроительных производств» добавится еще одна – «технолог автоматизированных машиностроительных производств». А вместе с ней, возможно, появятся еще 20 бюджетных мест. Сначала Особенность этого проекта в том, что будущие инженеры имеют возможность применять теоретические знания на практике. Образование в машиностроительном кластере выстроено очень интересно: на первом этапе студент получает начальное профессиональное образование (рабочую профессию), далее среднее профессиональное образование (квалификацию техника), а затем высшее образование (квалификацию бакалавра). – Когда мы составляли учебные планы, то решили взять что-то положительное из так называемых вузов при заводах – втузов (технических вузов). Такой, например, существовал на ЗИЛе, – рассказал директор филиала КГТУ Марат Фаляхов. – Выпускники втузов очень хорошо знали производство. На первом курсе все студенты МОК осваивают одну рабочую специальность – токаря или фрезеровщика. Какой же ты инженер, если за свою жизнь не выточил ни одной детали? В дальнейшем студенты будут выбирать из нескольких рабочих специальностей, например, уже на первом курсе они могут попробовать себя в качестве сварщика, слесаря-сборщика или специалиста по термогальванике. В учебном плане прописано, что, начиная с третьего курса, каждая курсовая и контрольная работа должна быть выполнена на тему, интересующую реальное производство. Мы надеемся, что часть новаторских идей студентов могут быть внедрены в производственный процесс на «КАМАЗе». А вот преддипломная практика – это возможность сконструировать что-то полезное для завода. Каждый дипломный проект будет привязан к конкретному производственному оборудованию. Проекты не будут выполнены на отвлеченные темы. |