Когда знакомые доктора технических наук, профессора кафедры «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Камской государственной инженерно-экономической академии Олега Тарабарина поинтересовались, будут ли городские газеты писать о его 60-летнем юбилее, он сначала смутился. Но потом подумал: «Почему бы и нет?» Только рассказать корреспонденту «Недели» он решил не о себе, а о поколении челнинцев, детские годы которых пришлись на 1950 – 60-е. | ||
|
||
Традиционные мотогонки к дню Красной Армии не оставляли челнинцев равнодушными
|
||
Няня вместо мамы – Я родился в Набережных Челнах 5 июля 1950 года, – начал Олег Игоревич. – Роддом тогда был один на весь город. Он действовал в бывшем доме купца Халфина на улице Центральной до 1970-х годов. Наша семья состояла из четырех человек: мама, папа, старший брат и я – и жила на улице Красногвардейской в так называемом аптечном доме. Раньше женщины не могли брать длительный декретный отпуск: на третий месяц после родов их вызывали на работу. Зачастую мамам было не с кем оставить малышей. В таких случаях семьи нанимали нянь. Такая няня растила меня до школьных лет. Набережные Челны тех лет населяли около 35 тысяч человек. Жители условно делили город на четыре части. Мы жили в Центральной части, куда, кроме Центральной, входили еще близлежащие улицы, например, Фрунзе, Карла Маркса, Вахитова. Два района носили знакомые современным челнинцам названия – Элеваторная гора и Красные Челны. На горе, кроме элеватора, находилась пристань и паромная переправа. За Красными Челнами в 1960-х годах построили аэропорт. Правда, он работал только при хороших погодных условиях, в основном, летом. На южной окраине города находилась самая маленькая часть – Нефтебаза. Кроме нефтебазы, здесь стояла заправка и лесоцех. Только три улицы были вымощены булыжником – Центральная, Ключевая, а также одна из улиц Красных Челнов. Алло, мы ищем таланты! В городе было три школы. Школа №1 им. Димитрова, в которой я отучился с первого по четвертый класс, располагалась на улице Центральной в двухэтажном деревянном здании. Из нее я перешел в школу №1 им. Димитрова для старшеклассников. Она занимала двухэтажное кирпичное здание с печным отоплением, спортзалом и спортплощадкой. Недалеко от нее находился районный военкомат, возле которого два раза в год – 1 мая и 7 ноября – устраивали импровизированные трибуны и проводили демонстрации. Челнинцы колоннами шли под звуки духового оркестра, с лозунгами на транспарантах и портретами вождей. В первых рядах стояли школьники. Культурная жизнь города несколько оживилась с открытием в 1959 году музыкальной школы. Она разместилась в двухэтажном здании на крайней улице Набережных Челнов – Красной. На поступление туда был большой конкурс – четыре-пять человек на место. Здесь работал класс баяна, фортепиано и чуть позднее открылся класс скрипки. Первым директором музыкальной школы был Равиль Вильданов. Моим педагогом по классу баяна стал Ильдар Абдрашитов, который позднее более четверти века возглавлял музыкальную школу №6 им. Салиха Сайдашева. Наша музыкальная школа давала концерты в соседних городах, например, в Нижнекамске. Надо сказать, что детские концерты в те годы были очень популярны. Поэтому каждый год в апреле в районном доме культуры, который стоял на улице Центральной, челнинские школьники выступали перед горожанами. Такое соревнование талантов собирало полные залы зрителей. Конечно, здесь давали представления не только ученики. Сюда приезжали, например, известные театры. Только вот детей на взрослые спектакли не пускали. Зато мальчишки и девчонки нередко ходили в единственный кинотеатр «Огонек». Правда, он был небольшой вместимости, поэтому купить билеты на популярный фильм было очень сложно. Особым спросом пользовались яркие цветные иностранные картины, например, с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. По нескольку раз мы ходили и на шедевры советского кинематографа – «Броненосец «Потемкин», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух». |
||
|
||
Детсадовские ребята на экскурсии в школе №2 имени Вахитова
|
||
Один мяч Жизнь города была насыщена спортивными событиями. В районе нефтебазы появилось песчаное футбольное поле. Многие предприятия собирали собственные футбольные команды. На стендах вывешивали расписание матчей, и мальчишки бегали на стадион болеть за своих отцов. Впрочем, и сами ребята устраивали соревнования по футболу между улицами. Правда, на стадионе проходили только финальные матчи, а остальные «битвы» разворачивались на пустырях и других необорудованных площадках. Летом, когда Челнинка и Мелекеска мелели, у подножия Элеваторной горы появлялась зеленая равнина, где организовывали соревнования по волейболу. Кстати, в волейбол играли и во дворах, встав в круг. На мячики скидывались по 30-40 копеек с человека. Плавать мы учились с малых лет на Каме. Летом переплывали на другую ее сторону. Там была песчаная коса, на которой можно было загорать. Она стала излюбленным местом челнинцев, которые добирались туда на лодках. Лодки тогда были деревянные, дюралевые появились лишь в середине 1960-х годов и стоили порядка 300-400 рублей. Развитие в городе получил и мотоциклетный спорт. Мотогонщики выступали в двух классах – с объемом двигателя 250 (малые мотоциклы) и 500 кубических сантиметров (международный уровень). В классе 500 выступали спортсмены, фамилии которых знали тогда все челнинцы – Липатов, Гнедов, Нагуманов. Мотогонки традиционно проходили 23 февраля, в День Красной Армии, и, конечно, летом. А вот велосипедного движения в городе не было, потому что эти средства передвижения были дорогим удовольствием. Хороший взрослый велосипед стоил около 120 рублей, подростковый «Орленок» – 80 рублей. Это притом, что приличным уровнем зарплаты челнинца считалась сумма в 100 рублей, а большинство горожан получали и того меньше. Когда я учился в 8-9-м классе, появилась мода на занятия культуризмом. Мы сами строили турники, сваривали штанги и гантели и накачивали мышцы без консультаций тренеров. Я, например, тратил на это по два-три часа в день. «Сколько вешать Жили челнинцы в основном бедно. Работающую интеллигенцию заставляли покупать облигации внутреннего государственного займа. Я не знаю точно, какую часть зарплаты нужно было потратить на них, но помню увесистые пачки ценных бумаг достоинством 20 и 50 рублей, которые лежали у родителей. Эти деньги государство, конечно, возвратило, но только обесценившимися, через 30 лет. Привычной едой для местного населения стал картофель, который, как и другие овощи, выращивали сами. Многие солили капусту в бочках. Зимой, во время забоя скота, те, кто скапливал деньги, покупали мясо. Холодильников тогда не было, поэтому все скоропортящиеся продукты хранили в яме, доверху набитой снегом. Там при температуре тающего льда летом можно было хранить молоко, сметану, суп. Пищу готовили на керосинках и примусах. Керосин покупали по цене пять-восемь копеек за литр. В то время хлеб продавали на развес. Большие куски нарезали на более мелкие – по полкило или килограмму. Мороженое было очень вкусным, я часто покупал его, поэтому отчетливо помню, что за 100 граммов надо было отдать 15 копеек. Правда, и оно продавалось по весу – стаканчик ставили на весы, накладывали туда мороженое и определяли его стоимость. Свободно лежали на прилавках конфеты и пряники. Их не брали из-за высокой цены. Так, пряники стоили от 80 копеек до рубля за килограмм. В начале 1960-х годов мясо из магазинов начало исчезать в связи с реформами Хрущева, который объявил о коллективизации. Я помню, как мама раз в неделю ходила на рынок, покупала там свежее мясо и масло, завернутое в лопухи. Мясо было дорогим – полтора-два рубля за килограмм. Для людей с низким достатком оно стало недоступным. В конце 1960-х годов в Набережных Челнах запустили первые автобусы. В те годы за проезд платили в зависимости от расстояния. Если не ошибаюсь, минимум – пять копеек, но доходило и до 35 копеек, что было уже не мало, так как литр молока стоил 20 копеек… Воспоминания о Набережных Челнах обрываются годом 1967-м, |
||
|
09.01.2017 в 20:02
Есть некоторые неточности. Первый единственный маршрут автобуса открылся в конце 50-х годов. До денежной реформы 1961 года. Маршрут начинался от Орловки, это где сейчас трамвайный парк, и конечная остановка была «Нефтебаза», где сейчас находится административные здания речного порта. Билеты продавал кондуктор. На сумочке у неё висели рулончики с билетами. В каждом рулончике находились билеты по определенной цене:15 коп., 20 коп., 30 коп., 50 коп. За одну — две остановки брали 15 коп. Билет в кино на детский сеанс стоил 1 руб. Зарплата родителей (учителя) составляла 400 -430 руб. в месяц. Килограмм хлеба стоил 1руб. 30 коп. Каждую буханку взвешивали, перевес — отрезали, недовес — прибавляли отрезанный кусочек от другой буханки до килограмма.
Взрослый велосипед «Пенза», был такой, стоил 490 руб.