Об этом барде говорят и сейчас, спустя 30 лет после его смерти. Его помнят. Причем воспоминания от общения с Владимиром Высоцким живы не только у тех, кто виделся с ним регулярно, например, у родных, близких друзей или коллег. Он остался в памяти и тех, кто встречался на его пути совершенно случайно. Одним из таких счастливчиков стал и челнинец Леонид Колоднер. В канун годовщины смерти барда корреспондент «Новой недели» встретилась с ним, чтобы узнать, чем ему запомнился приезд Владимира Высоцкого в Набережные Челны. | ||
Визит, |
||
Владимир Высоцкий стал моим кумиром еще тогда, когда я учился в институте. Помню, однажды мы узнали, что он собирается выступить с концертом в Омске. В актовом зале мединститута собралось много людей. Прождали два часа, после чего нам сообщили, что концерт не состоится. Запретили… Он ведь и на гастроли в Набережные Челны прибыл чуть ли не на неделю позже своей труппы. Но все-таки приехал! Общение На сцене Дворца культуры «Энергетик» актеры знаменитого Театра на Таганке летом 1974 года играли такие спектакли, как «А зори здесь тихие», «Антимиры», «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые» и другие. Но я не забывал и о своем общественном долге. Неудивительно, что именно мне в голову пришла шальная мысль – договориться с бардом о концерте в закрепленном за мной общежитии. С другом, Володей Черемных, мы подкараулили его после спектакля в ДК «Энергетик». Подошли и начали разговор. В то время Высоцкий был в опале: ему запрещали не только давать концерты, но и общаться с народом. Поэтому, как только мы заговорили с кумиром, рядом возник режиссер театра со словами: «Владимир Семенович, вам ведь запрещено. Вы же обещали…» Но Высоцкий только махнул рукой, мол, отстань, дай пообщаться с ребятами. Тот все же попытался еще раз отговорить его, но понял, что это бесполезно, и ушел. Мы рассказали о своем желании организовать творческий вечер барда в общежитии 29/17. Он на минуту затих, будто что-то прикинул в уме: «Ну, давайте». И назначил удобный для него день. Я сразу уточнил, по сколько нам скинуться на выступление. Он, естественно, сначала отказался, но, когда я стал настаивать, в шутку ответил: «Чем больше, тем лучше!» Я был непреклонен, и мы сошлись на плате в три рубля с человека. |
||
|
||
Леонид Колоднер: «Мы иногда собираемся с друзьями
и напеваем песни Высоцкого в караоке» |
||
Концерта не будет! Помнится, на работу в это общежитие только заступила воспитательница, которая приехала после окончания московского института. Кто-кто, а уж она-то смогла в полной мере разделить мою радость, когда я примчался и сообщил, что договорился о встрече с Владимиром Высоцким в красном уголке. Сначала, она подумала, что я ее разыгрываю. Но я был убедителен, и она побежала разносить эту потрясающую новость по общежитию. Я ушам своим не поверил! Когда мы затевали эту встречу, я боялся только одного: что люди пригласят друзей и знакомых, и всем желающим в красном уголке не хватит места. Я даже воспитательницу попросил заранее приготовить побольше стульев. Думал, уговорим вахтера никого в общежитие не впускать и организуем подпольный концерт… Это сейчас я понимаю, что в 29/17 тогда жили механизаторы, водители и другие рабочие, которые приехали из окрестных сел и деревень. И учитывая то, что не до каждого города доходило то, что было под запретом, они могли просто не знать о существовании такого таланта. А тогда у меня самого чуть слезы на глазах не выступили. Внутри меня все кипело: «Как же так?! Да молодежь Москвы и Ленинграда все бы отдала за такую встречу, а эти люди променяли Высоцкого на какой-то городской праздник! Это просто не укладывалось в моей голове! |
||
|
||
Всякое бывает! Делать нечего: надо было как-то предупредить барда о том, что встреча сорвалась. Естественно, эта «почетная» миссия была возложена на меня. Володя Черемных довез меня до дверей гостиницы «Кама», но остался ждать в машине. Я подошел к стойке администратора, объяснил ситуацию, но к Высоцкому меня пускать не собирались. И вдруг он сам появился наверху, возле лестницы. Услышал, что хотят пройти в №38, увидел меня и крикнул: «Пропустите! Это ко мне». Я прошел в его номер – одноместный, без особых условий. Помню, в нем стояла большая тахта, и Владимир Семенович в халате и с книгой в руках, не стесняясь меня, свободно расположился на ней: «Новую роль учу, старик». Мне очень понравилось такое необычное обращение. Оказывается, оно было общепринятым в Москве, но мне показалось абсолютной диковинкой. Меня поразил и его голос. Я думал, что он специально поет с хрипотцой, а оказалось, что он и говорит так же. Не теряя времени, я начал извиняться, ну и о своем личном отношении к нему сказал, как бы в оправдание жителей общежития. Он сначала выслушал, потом проговорил: «Вы, наверное, несерьезные ребята». А я продолжал что-то лепетать. Еще бы! Я был абсолютно растерян. Спасло то, что я шел извиняться не с пустыми руками. Мне удалось через знакомых достать сумасшедший по тем временам дефицит – бутылку настоящего коньяка, а не той дряни под названием «Коньячный напиток «Южный», которая была общедоступной. Пока я лепетал, Владимир Семенович заметил припасенный мною гостинец. Он достал две рюмочки, и мы выпили. «Ну, старик, надеюсь, ты не унесешь его с собой? Ты уж извини, я сейчас роль учу. Раз уж не получается, что теперь… Приезжай ко мне в театр, когда в Москве будешь», – начал прощаться он. Я засомневался, мол, вы нас забудете! Но он очень уверенно объяснил, что в Набережных Челнах ему понравилось: город отличный и публика замечательная. А сам видел, что я весь зажался от неудобства: «Да не расстраивайся, старик, всякое бывает!» «На чем мы остановились?..» Безусловно, Владимир Высоцкий пригласил меня и на местные спектакли. В один из дней я пришел в летний театр «Гренада». Его тогда только отремонтировали, поэтому за двухметровым забором стояла деревянная строительная вышка. Естественно, все, кто не достал билеты, забрались на нее. Причем в таком количестве, что она не выдержала груза и с треском рухнула аккурат в тот момент, когда на сцене пел Владимир Высоцкий. Услышав грохот и крики, он замер. «Там что-то случилось, – показал он в ту сторону, где недавно стояла вышка. – Посмотрите, все ли в порядке с людьми?» Он так и стоял, пока дежурные не сообщили, что все живы. «Так на чем мы остановились? Ах, да!» – и он снова ударил по струнам. В другой раз я присутствовал на спектакле труппы в ДК «Автозаводец». Мне и там запомнился один эпизод. Видимо, Владимир Высоцкий в тот день приболел, и вместо него на сцену вышел дублер. Все было тихо, но как только он запел то, что обычно исполнял Владимир Семенович, толпа начала скандировать: «Высоцкий! Высоцкий!» И он вышел, снял с шеи дублера гитару и запел. Люди начали аплодировать, и спектакль пошел своим чередом. Мне было очень обидно за того актера, который подменял любимца публики… А вот на выступление Владимира Высоцкого в Театре на Таганке я так и не побывал. Случилось так, что я приехал в Москву буквально через неделю после смерти барда. Те, кто присут- |